Анастасия Меринова
Игры для развития пассивного словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Румяные щечки
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
- Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик? Покажи где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
- Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Зеркало
Публикация «Игры для развития пассивного словаря дошкольников» размещена в разделах
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица, одежды и обуви, название движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.
- Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т. д.
Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.
- Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает и т. д.
Посидим, полежим!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия предметов мебели и их название.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит назвать их.
- Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т. д.
Далее можно, не называя предметы мебели, указывать из назначение.
- Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т. д.
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
- Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т. д.
Встречаем гостей!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – ориентировка в помещении, понимание названия комнат и их назначение.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход игры: Игра проводится индивидуально, дома у ребенка. Взрослый предлагает ребенку поиграть в гости.
- Вот к нам в гости пришла кукла. Давай покажем кукле нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где туалет?
В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире.
- Покажи, где ты одеваешься на прогулку. А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате спишь?
Прятки
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей по теме «Игрушки».
Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.
Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и других местах.
Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.
- Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачем? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу и т. д.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более. В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.
Где много, а где мало?
Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много.
Ход игры: разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
- Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячики? Где цветок? А где цветы?