Александра Веремеенко
Дидактические игры для развития сотрудничества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры на совместно-индивидуальную модель сотрудничества.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе каждый ребенок — участник деятельности — будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. На завершающем этапе она станет частью общего итогового результата. Действия участников должны согласовываться на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Публикация «Дидактические игры для развития сотрудничества дошкольников» размещена в разделах
Игра «Осторожно, парусная лодка в опасности» (6—7 лет)
Цель: совершенствовать навыки сотрудничества детей при выполнении игрового задания. Задачи:
— научить принимать цели совместной деятельности;
— учиться предварительно согласовывать и планировать совместную деятельность;
— учить каждого участника старательно выполнять часть общей работы;
— объединять результаты в общий итог совместной работы, оценивать собственную деятельность.
Материалы: парусная лодка, игровое поле с изображением реки, причалов, разного рода ограничений, препятствующих движению лодки по реке. Этот материал дается ребенку, который должен следить и указывать путь движения лодки по реке. Такое же игровое поле с изображением реки, причалов, однако все препятствия скрыты под водой. Этот материал дается другому ребенку, который взял на себя роль капитана. Из бумаги сделана лодка, ею будет управлять капитан.
* * *
В игре принимают участие двое детей.
Игровая ситуация: педагог говорит детям, что парусная лодка плывет по реке, капитан не знает, как проплыть опасные места (рифы, подводные камни., так как их не видно. Место назначения — причал № 3. Педагог предлагает одному ребенку взять на себя роль капитана, другому следить за движением лодки и по карте указывать капитану направление движения лодки по реке (прямо, направо, вниз, вверх, налево.). Правила игры :
— договориться, кто будет капитаном;
— быть внимательным и осторожным, слушать своего товарища по игре и выполнять все его команды;
— за допущенные ошибки ответственность делить пополам;
— вместе проверить и оценить результаты своей работы.
После проведения игры педагог задает вопросы и обсуждает результаты:
Понравилась ли игра? Чем она понравилась?
Что было труднее всего в игре?
Что делали участники, чтобы договориться?
Игра может быть продолжена со сменой ролей и направления движения лодки к причалам № 1, 2, 4, 5.
Игра «Подбери цветы к букету» (6—7 лет)
Цели и задачи: такие же, как и в первой игре.
Материалы: карточки с изображением шести букетов, набор карточек с изображением цветов.
В игре принимают участие трое детей.
Игровая ситуация: в цветочный магазин привезли цветы. Их надо рассортировать для продажи так, чтобы они подходили к уже готовым букетам. Каждый ребенок должен выбрать букет, рассмотреть, какие цветы в нем присутствуют, вспомнить их названия и начать подбирать привезенные цветы к букету.
Правила игры : договориться, кто к какому букету будет подбирать цветы; если набор цветов будет один для двух или трех букетов, подумать вместе, как решить эту проблему.
После проведения игры педагог задает вопросы и обсуждает результаты. Игру можно усложнить, добавив карточки с изображением букетов каждому ребенку (по две) или увеличив число играющих детей (до 4 чел.). Два оставшихся букета дети подбирают вместе.
Игра на совместно-последовательную модель сотрудничества
Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого.
Игра «Золотой ключик» (6—7 лет)
Цель: формировать навыки сотрудничества. Задачи:
— учиться последовательно выполнять игровые действия;
— согласовывать собственные действия с действиями партнеров по игре.
Материалы: игровое поле и три карточки.
* * *
Играют трое детей. Игровая ситуация: Буратино потерял Золотой ключик. Мальвина нашла его и передала Артемону, который спрятал ключик в безопасное место. Но лиса Алиса подсмотрела, куда Артемон спрятал Золотой ключик, и перепрятала его в другое место. Педагог обращается к детям за помощью: нужно найти Золотой ключик. Правила игры :
— на игровом поле есть три карточки с разноцветными квадратами: первая подсказывает, где Буратино потерял Золотой ключик; вторая поможет найти место, куда его спрятал Артемон; третья покажет место, где перепрятан Золотой ключик;
— поиски надо начинать с определения места, где потеряли Золотой ключик;
— следует сначала распределить обязанности и затем приступить к поиску (поиск дети ведут поочередно);
— необходимо договориться, кто будет первым;
— карточки служат образцами, ими можно пользоваться в работе на игровом поле.
После проведения игры педагог задает вопросы и обсуждает результаты:
Понравилась ли игра? Чем она понравилась? Что было самым трудным в этой игре? Как удалось отыскать потерянный ключик?