Сарычева Анастасия
Игры для коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для коррекции темпо-ритмической стороны речи
1 комплекс. Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры.
Упражнение 1. Участники встают друг за другом «паровозиком». Ведущий отхлопывает по плечу первого участника определенный ритм. Каждый участник должен отхлопать заданный ритм на плече соседа.
Публикация «Игры для коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
Упражнение 2. Каждому участнику дается схема, на которой с помощью условных обозначений зашифрован ритм. Игроку необходимо отхлопать или протопать ритм.
Упражнение 3. Положить ведущую руку на бедро возле колена и делать легкие нажатия пальцами при произнесения каждого слова текста, исключая союзы и предлоги.
Упражнение 4. Логопед читает четверостишие. Слушающим необходимо хлопать в ладоши на каждый слог стихотворения.
Упражнение 5. Логопед читает стихотворение. Необходимо ударить карандашом по столу на каждый слог стихотворения.
Упражнение 6. Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова и фразы. На каждый шаг – слог.
Упражнение 7. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом.
Та тату татату
Тата тата татата
Упражнение 8. Прослушать любой музыкальный ритм. Прохлопать (прошагать) этот ритмический рисунок. Затем прохлопать и прошагать одновременно.
2 комплекс. Цель: обучение контролю за темпо – ритмическими характеристиками речи.
Данный комплекс начинается с упражнений, направленных на формирование темпо – ритмического чувства речевых и неречевых движений
Упражнение 1. Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.
Упражнение 2. Участники стоят по кругу. Сначала поочередно топая то правой, то левой ногой. Затем произносят слова на этот ритм с движениями.
Там – резкий указательный жест в сторону;
Сам – плавно указать на себя;
Пол – указать на пол;
Нос – указать на нос.
Упражнение 3. Отхлопывание ритма слов.
Август, аист, атом, яхонт, ялик, яма, умница, улица, узник.
Упражнение 4. Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
Ноги – нога Совы - сова
Руки – рука Козы – коза
Горы – гора
Упражнение 5. Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение 6. Прыжки вправо – влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
Упа- опа – ипа- апа
Па – по – пу- пы
Паф – поф – пуф – пыф
Хоп – хоп – хоп – хоп.
Упражнение 7. Логопед читает стихотворение, все участники в такт ему выполняют различные движения (ходят, поднимают руки вверх, приседают).
Вот идёт, идёт весна,
Быстроногая она.
По лужайкам топ – топ,
А по лужам шлеп – шлеп.
Упражнение 8. Участники идут по кругу и проговаривают:
Еле- еле, еле – еле медленный
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом средний
Всё бегом, бегом, бегом! быстрый
Всё быстрей, быстрей, бегом, очень быстрый
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите. Средний
Упражнение 9. Проговаривание текста с движением.
На дворе апрель давно.
Снег уже забыт.
А сегодня за окном.
Дождик моросит.
Упражнение 10. Произнесение односложных слов: простых (да, но, ты, мы, дом, сел, там, сук, мак, сон, лом, сыр, а затем со стечением согласных (сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк).
Упражнение 11. Отхлопывание ритма и одновременное произнесение слов: осень, дует, ветер, листья, лужа, сильный, много.
Упражнение 12. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:
- слова с гласными в ударном и предударном слогах;
- слова с гласными в ударном и заударном слогах;
- слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове.
Упражнение 13. Произнесение пар слов с гласными Э, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.
- в первом предударном слоге;
- во втором предударном слоге;
- в заударном слоге;
- в различной структуре слов.
Упражнение 14. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:
- с ударением на первом слоге: Утром холодно.
- с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание.
- с ударением на конечном слоге: Задать вопрос.
- в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ.
Упражнение 15. Повторение за логопедом предложений различной структуры и наполняемости.
Упражнение 16. Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий удар правой ногой с одновременным однотипным отхлопыванием:
Собака, машина, лопата, Наташа.
Собака сидела.
Лопата лежала.
Машина стояла.
Наташа кричала.
Упражнение 17. Отхлопывание ритма и проговаривание стихотворения с нужной интонацией.
Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течет вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.
Упражнение 18. Проговаривание стихотворения.
Дождик, дождик, кап – кап – кап. Медленно
Ты не капай долго так. медленно
Дождик, дождик льё тся: побыстрее
Кап- кап- кап… быстро
В руки не дается: быстро
Кап – кап – кап очень быстро
Упражнение 19. Сопряженное, а после отраженное произнесение скороговорок, пословиц, поговорок в умеренном темпе.
Шла Саша по шоссе и сосала Сушку.
Шесть старушек штопали носки.
Соня и Сашка играли в шашки.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Любопытной Варваре на базаре нс оторвали.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
От топота копыт пыль по полю летит.
Что с возу упало, то пропало.
Мал золотник, да дорог.
За хорошее дело, берись смело.