Лучший педагог года

Особенности практического использования игр пособия «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми

Старцева Ольга Михайловна
Особенности практического использования игр пособия «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности практического использования игр пособия «Дары Фрёбеля» в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах практического использования игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Задачи:

• познакомить педагогов с игровым пособием «Дары Фрёбеля», его особенностями;

• развивать творческий познавательный интерес к игровым пособиям «Дары Фрёбеля»;

• вызвать интерес и желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Слайд 1

– Добрый день, уважаемые коллеги! Тему своего выступление я бы ещё по- другому обозначила как «Мир в коробке», после моего выступления, я думаю, что вы узнаете почему. Оно посвящено ознакомлению с методическим комплектом «Дары Фрёбеля». Поэтому сегодня я предлагаю вам ознакомиться с этой дидактической системой.

Слайд 2

За много лет работы с детьми с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (ТМНР, я убедилась, что вся их жизнь должна быть связана с игрой. Без игры не проходит ни одно занятие- нужно увлечь и заинтересовать ребёнка, чтобы получить хоть какой- то результат и обратную связь. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка практически весь период взросления. И так думаю не только я.

Слайд 3

Важность игры для дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, кто признал ценность детской игры, считая её «ядром» педагогики, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель, (1782 г. р. -1852) - гуманист, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г, В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!»). Дети- цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".

Слайд 4

Для своего детского сада он разработал и создал свой собственный набор игр и игрушек, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Почему он даёт такое название этому учебному материалу?

Слайд 5

- ДАР- детская академия развития.

Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм:

Шар- символ движения, бесконечности, «единства в единстве»

Куб – символ покоя, «единства в многообразии»,

Цилиндр – совмещает в себе и куб и шар- может быть устойчивым в вертикальном положении, а может быть подвижен и катиться в горизонтальном положении.

Слайд 6

Игровой набор «Дары Фрёбеля» - самый первый в мире обучающий (дидактический) материал для детей. Он является неотъемлемой составной частью развивающей предметно- пространственной образовательной среды. Эти игровые комплекты активно используются не только в детских садах, но и находят широкое применение в работе с детьми с ТМНР.

Когда я применяю «Дары Фрёбеля» на занятиях с моими ребятами, то учитываю не только их индивидуальные особенности, но и возможности каждого ребенка, в частности, а также их желания и интересы.

А сама технология «Дары Фрёбеля» – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных способностей через игровую деятельность, которая не теряет своей актуальности и в наше время, и с детьми, имеющими ТМНР.

Слайд 7

Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время обычно встречается 14 видов модулей Фрёбеля (комплектов). Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, который очень приятен для тактильного взаимодействия. Каждый дар упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

С помощью модуля №1 «Текстильные мячики» у детей:

- тренируется мелкая моторика рук;

- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

- дети изучают цвета и формы;

- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);

- с помощью мячиков, подвешенных на нитях, ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.

Поиграем с Модулем 1. Возьмите мячики и повторяйте за мной движения

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Слайд 8

Модуль №2 – «Основные тела» помогает детям усвоить форму предметов, развивает умение сравнивать фигуры между собой, анализировать и выявлять особенность и качество каждой, знакомит с движениями предмета по траектории и различным направлениям.

Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формируют у ребенка пространственную ориентацию.

Поиграем с Модулем 2

Педагог готовит наклонную поверхность и предлагает запустить предметы вниз, как по горке. Задача – определить какая фигура самая подвижная и быстрая. А также ответить, почему другие более медленнее двигаются или вообще не двигаются. Например, потому что квадрат имеет углы и не может скатываться вниз.

Слайд 9

Модуль № 3 «Куб из кубиков»

Модуль № 4 «Куб из брусков»

Модуль № 5 «Кубики и призмы»

Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Модуль № 13 «Башенки»

Дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью. С помощью модуля № 13 «Башенки» закрепляем название геометрических фигур, навыки конструирования. Объединение с модулями 3-6 позволяет создать сложные конструкции.

Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. 5-6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.

Поиграем с Модулями 3,4,5,6,13

Игра «Чудесный мешочек»

Слайд 10

Модуль № 7 «Цветные фигуры» позволяет ребенку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, в результате чего тренируется мелкая моторика рук, развивается зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка, зрительная память и восприятие и мышление.

Слайд 11

Поиграем с Модулем 7

Предложить вниманию ряд цветных фигур. Задача: запомнить их расположение (цвет, форму). Образец закрываем, играющим нужно восстановить правильную последовательность фигур.

Справочный материал

Фридрих Фребель не только разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста но и предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году. Также он придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами- складывание из бумаги.

Слайд 12

Модуль № 8 «Палочки» помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями (сложение и вычитание) с использованием палочек, способствует развитию творческих способностей (составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка.

Слайд 13

Модуль № 9 «Кольца и полукольца» тренирует мелкую моторики рук, развивает зрительно - моторную координацию, творческие способности (составление различных узоров и картинок, игровую деятельность ребёнка.

Модуль № 10 «Фишки» применяем с целью сортировки и упорядочивания фигур по цвету, по форме, обучению счету, используя фишки в качестве счетного материала. Также с помощью данного модуля дети выполняют простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Слайд 14

Поиграем с Модулями 8,9,10

С помощью данных модулей создать рисунок, проявить свои творческие способности. На слайде даны примеры картин, но вы можете создать свою.

Справочный материал: Возвращаясь к вопросу почему данный игровой комплект мы можем назвать «Мир в коробке» ответим, что все очень просто: каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

Слайд 15

Модуль № 11 «Цветные тела» знакомит ребенка с различными геометрическими формами, тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

Именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Слайд 16

Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу с комбинацией форм и цветов, развивает речевые способности и игровую деятельность ребенка.

Слайд 17

Модуль № 14 «Арки и цифры» способствует развитию мелкой моторики рук, сенсомоторных навыков, творческих способностей, готовит руку к рисованию и письму, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребенка.

Слайд 18

Наша экскурсия в мир игры подходит к концу.

Подводя итог всему вышесказанному, с уверенностью можно сказать, что игровой набор «Дары Фрёбеля» является эффективной технологией в работе с детьми с ТМНР по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей, так как это последовательная система развития от простого к сложному, которая:

развивает у детей способность наблюдать,

развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие.

способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.

знакомит с геометрическими фигурами, телами, числами,

учит сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности, обобщать по одному и нескольким признакам

Слайд 19

Спасибо!

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Дидактическая игра «Разложи фигуры по образцу» с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»Дидактическая игра «Разложи фигуры по образцу» с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля» Пособие "Дары Фрёбеля" для детей дошкольного возраста. Направлена на развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, памяти,.

Дидактическая игра «С днем рождения город Братск» с использованием пособия «Дары Фрёбеля»Дидактическая игра «С днем рождения город Братск» с использованием пособия «Дары Фрёбеля» Дидактическая игра «Достопримечательности города Братска» Возраст: 5-7 лет Цель: знакомство с объемными формами, развитие пространственного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности практического использования игр пособия «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 13:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности практического использования игр пособия «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Старцева Ольга Михайловна (УИ 2299973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД