Раиса Кузнецова
Игры для формирования бесконфликтного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
С конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. Но вначале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько.
Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если он — безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо не только несколько изменить свое отношение к ребенку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.
Публикация «Игры для формирования бесконфликтного поведения» размещена в разделах
Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье “заброшен”. Он вымещает накопившиеся в его маленькой душе чувства в ссоре. А, может быть, ребенок видит, как дома мама постоянно ссорится с папой, и просто начинает подражать их поведению.
В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что что-то не так. Поэтому, занимаясь с конфликтным ребенком, будьте готовы к тому, что и вам придется несколько изменить свое поведение. Это иногда бывает довольно сложно сделать, но успеха без такого изменения вам добиться будет очень сложно.
Игра «Хороший друг»
Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.
Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры.
Взрослый предлагает ребенку подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы взрослый предлагает нарисовать на бумаге.
Дальнейшее обсуждение:
— Как человек находит друга?
— Почему так важны в жизни хорошие друзья?
— Есть ли у тебя друг в группе?
Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений.
Ход игры. Ребенок и взрослый садятся друг напротив друга.
Взрослый: давай с тобой поговорим. Когда мы будем разговаривать, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим близким. Будем передавать друг другу мячик со словами: «Лена (Дима, Маша! Ты мне нравишься, потому что. (с тобой очень весело играть в разные игры)». Затем, я передаю тебе мячик и говорю, что мне нравится в тебе. И так игра продолжается.
Дальнейшее обсуждение:
— Легко ли говорить приятные вещи другим?
— Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Дружные ли мы живем?
- Почему каждый человек достоин любви?
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Взрослый (обращает внимание ребенка на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Смотри, я хочу тебя познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотри на выражение их лиц! Как ты думаешь, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
— Подумай и скажи: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
— А ты когда-нибудь ссорился со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумай, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова)
Взрослый акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Игра «Примирение»
Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры. Взрослый. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (или любые игрушки). Кто-то один из нас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас мы попробуем разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Давай поможем им помириться. Предлагай, каким способом это можно сделать. (Ребенок предлагает варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения:
— Что происходит, когда ты сердишься на кого-нибудь?
— Как ты думаешь, прощение — это признак силы или признак слабости?
— Почему так важно прощать других?
Этюд с содержанием проблемной ситуации
Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.
Ход игры. Взрослый. Сегодня я видела такую ситуацию: «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».
Вопросы для обсуждения:
— Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)
— Правильно ли поступила Наташа?
— Как бы ты поступил на ее месте?
— Как помочь девочкам помириться.
— Если ты являешься виновником ссоры, то умей первыми признать свою вину. В этом тебе помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».
Советы, касающихся стиля поведения с конфликтными детьми
— сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.
— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
— после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;
— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
— не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.