ирина куклина
Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром» [2].
Невозможно реализовать данный принцип, находясь в закрытом, ограниченном пространстве. Мир, в котором живут дети, велик и разнообразен, он не ограничивается семьей и стенами дошкольного образовательного учреждения. И для того чтобы достичь определенных результатов, научить детей выстраивать взаимоотношения, качественно решить поставленные задачи необходимо привлекать дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких ресурсов является социальное партнерство.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма в современном обществе является одной из самых болезненных. Существенную помощь в решении задач, направленных на формирование основ безопасного поведения детей на дороге, дошкольному учреждению оказывает сотрудничество отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России «Серовский».
Целью взаимодействия является создание единого образовательного пространства: дошкольная образовательная организация – семья – ГИБДД, способствующего повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания безопасности дорожного движения среди дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:
1. разработать план мероприятий, определить формат общения, найти оптимальные формы взаимодействия;
2. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность ДОО по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
3. повысить качество и эффективность воспитательно-образовательного процесса по формированию у дошкольников безопасного поведения в транспортной среде.
Как рассказать о правилах поведения на дороге так, чтобы ребенку стало интересно, чтобы заставить его рассуждать и самое главное, соблюдать эти правила. В нашем детском саду было организовано сообщество по основам безопасности жизнедеятельности «Содружество ради жизни», где самые творческие воспитатели, неравнодушные родители, инспектора ГИБДД совместными усилиями спланировали ряд познавательных и интересных мероприятий.
Клуб для родителей - «Школа безопасности» - это объединение для совместных усилий педагогов, родителей и инспекторов, с привлечением детей, в формировании у всех навыков безопасного поведения на дорогах. Такая форма работы направлена на побуждение родителей быть примером для своих детей, в соблюдении правил дорожного движения.
«Виртуальная экскурсия» - для дошкольников открываются очень большие возможности. Наши воспитанники способны побывать в различных местах города, не выходя из детского сада. Визуально уточнять знания правил поведения пешеходов при движении. Знакомиться с различными «дорожными» понятиями. Систематизировать знания о видах транспорта.
«Снежные граффити». Дети любят рисовать…
А если попробовать нарисовать на снегу? Возникает вопрос: а что такое граффити? Чем будем рисовать на снегу? Что будем рисовать? В группе начинается работа: проводят опыты, эксперименты со снегом и красками, обговаривают сюжет для рисования. Работа настолько увлекает детей, что в нее с интересом включаются и родители. И вот снежные граффити по правилам дорожного движения появляются не только на дорожках, снежных бордюрах детского сада, но и во дворах, где живут наши воспитанники.
Различные игры-викторины, квесты нацелены на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. Они способствуют не только получению детьми дошкольного возраста знаний о правилах дорожного
движения, но и отработке навыков применения их на практике [1].
Наши дети изучают и закрепляют «Правила дорожного движения на воде». Спортивные эстафеты не только приобщают детей к здоровому образу жизни, но и безопасному поведению и отношению к себе.
Форма работы, как создание мультфильмов, позволяет не только познакомить ребенка с художественным произведением, но и систематизировать свои знания в определенном направлении, например, дорожной безопасности. Совместно с детьми создан мультфильм «Звери и светофор» (по одноименному произведению С. Михалкова).
«Театрализация» - ее значение в воспитании и обучении дошкольников очень велика. Встреча с героями сказок, а если этих героев играют еще и родители, или сами дети, несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность обучения.
«Радио-минутки» обеспечивают формирование актуальных для родителей каждой возрастной группы педагогических знаний и некоторых воспитательных умений, в том числе по дорожной науке.
Нас связывают общие интересы: здоровье, безопасность, полноценное и своевременное развитие ребенка. Время с детьми для родителей – бесценно!
А чтобы сделать его еще интереснее, мы подготавливаем Челленджы разной тематики. Не остается без внимания тема «Безопасность дорожного движения»: «Яркий ребёнок в безопасности», Моя мама - автоледи» «Кулинарный челлендж по БДД», «С папой безопасно!». Работа в онлайн - формате с родителями ориентирована на создание системы сотрудничества, и носит не только развлекательный характер, но и применяется в познавательных целях.
Все вместе мы участвуем в различных социально значимых акциях, таких как: «Засветись» – пропаганда использования участниками дорожного движения светоотражающих элементов; «Пристегни самое дорогое» – популяризация использования детских удерживающих устройств, «Мой безопасный путь» – закрепление навыков движения по маршруту дом – детский сад – дом. Они учат детей правилам взаимоотношения с взрослыми.
На протяжении многих лет у нас работают инициативные группы граждан «Родительский патруль» и «Шагающий автобус» из числа активных родителей и детей,способных провести социальную акцию, сагитировать, убедить. Мы выходим на экскурсии к светофору, к перекресткам, во время которого сотрудники ОГИБДД или педагоги знакомят детей с дорожными знаками, правилами перехода через дорогу, разметкой на дороге, и т. д.
Объединение усилий государственных структур, в лице ОГИБДД МО МВД России «Серовский», родительской общественности и детского сада в формате социального партнёрства позволяет обогатить и значительно повысить качество и эффективность воспитательно-образовательного процесса по формированию у дошкольников безопасного поведения в транспортной среде. Такие мероприятия и встречи помогут повысить качество гражданско-патриотического воспитания не только в области организации безопасного движения, но и в целом поможет развитию человека, который будет ответственно относиться к своему обществу.
На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Список источников
1. Дубцова Г. М. Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/primienieniie-kviest-tiekhnologhii-v-obrazovatiel.html.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.