Елена Букарева
Игровые фонопедические упражнения для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»
Игровые фонопедические упражнения
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: музыкальный руководитель
ТМБ ДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Рябинка»
Букарева Е. В.
г. Дудинка
апрель 2019 г.
Игровые фонопедические упражнения
Публикация «Игровые фонопедические упражнения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
А. Барто
Она сказала: - Ш-ш-ш-ш! Согласные произносятся на выдохе легко и
Потом сказала: - С-с-с-с! тихо.
Затем сказала: - Х-х-х-х!
Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно: - К-к-к-к!
И так обычно: - Т-т-т-т!
Потом легонько: - П-п-п-п!
И очень твердо: - Б-б-б-б!
Жужжала тихо: - Ж-ж-ж-ж!
И вовсе сдулась: З-з-з-з!
Упражнение погреемся «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Затем чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Упражнение «Посчитаем»
Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.
Например: 1 – шепотом,
2 – тихо,
3 – громче,
4 – еще громче и т. д.
Упражнение «Капризка»
Я не буду убирать!
Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Дети сначала кричат: «А-а!», затем воют: «У-у!», а потом визжат: «И-и!».
Упражнение «Голоса вьюги»
Активно и сильно произносить «В-в-в-в-ы», «З-з-з-ы».
Недаром вьюга злится.
«В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»
Весна в окно стучится:
«Динь! Динь! Динь!» коротко и активно в разных регистрах
И гонит со двора:
«У-у-у-ух!» глиссандо вверх.
Упражнение «Страшная сказка»
Произносить последовательность гласных звуков без видимых движений губ и челюстей.
Темнота спустилась в дом,
Тихо ходит старый гном :
Топ-топ, топ-топ. Произносят тихим голосом
Песню он поет свою,
А какую – не пойму!
- У-у-у!
У-у-о-о!
У-у-а-а!
У-у-а-и!
У-а-и-э!
У-а-и-э-ы! Поют тихо.
Вот и старый черный кот
Вслед за гномиком идет:
Туп-туп, туп-туп. Произносят шепотом.
Кот не хочет ночью спать,
Хочет кот кричать:
-Мя-а-а-у-у-у-у! Кричат громко, «завывая».
Ы-ы-ы!
Ы-ы-э!
Ы-ы-э-и!
Ы-э-и-а!
Ы-э-и-а-о!
Упражнение «Вопрос – ответ»
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «Переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).
Кричу в лесу: -А-а-а-у-у-у! Переход от звука
А мне в ответ: -А-а-а-у-у-у!
Опять кричу: -А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ: -А-а-а-у-у-у!
Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы».
Упражнение «Ракета»
Переход от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных. Соединение в одном движении трех регистров: штро-бас, грудного и фальцетного.
Сел вчера я на ракету
И на ней летал по свету.
А-а-а-а-а!
А-а-а-э-э!
А-а-э-э-у-у!
А-а-э-э-у-у-ы-ы!
Упражнение «Ракета приземлилась»
В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Упражнение «На коньках»
Переход из грудного в фальцетный регистр т обратно с произношением согласных.
Мчусь, как ветер, на коньках,
Ж-ж-жих! Ж-ж-жих!
Вдоль лесной опушки…
Ф-ф-фых! Ф-ф-фых!
Рукавицы на руках,
Ш-ш-ших! Ш-ш-ших!
Шапка на макушке….
С. Черный
Упражнение «Динозаврик»
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам –па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом «рисуют» динозаврика, использую последовательность: «У-о-а-э-ы-и-скрип».
Упражнение «Тигр вышел погулять»
Аналогично предыдущему, с включением звонких гласных.
Раз, два, три, четыре, пять,
Тигр вышел погулять.
Р-р-р-р! Движение вверх глиссандо.
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять.
Р-р-р-р! Движение глиссандо вниз.
Он по улице идет.
Р! Р! Р! Произносить коротко и активно в нижнем регистре.
Ни к кому не пристает.
Р! Р! Р! Произносить коротко и активно в нижнем регистре.
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
А! А! А! А! Звуки, похожие на крики чаек.