Ольга Васильевна Анциферова
Игровые упражнения для формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии, которые наработаны, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Они помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.
Методы и приемы, которые мы используем.
Игровые:
• сюрпризность;
• создание игровой ситуации;
• воображаемая ситуация в развернутом виде;
• использование в ходе образовательной деятельности игровых и литературных персонажей;
• дидактические игры и игровые упражнения.
Словесные:
• разговор, беседа, вопросы, использование художественного слова, напоминание, пояснения.
Публикация «Игровые упражнения для формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» размещена в разделах
Практические:
• выполнение пальчиковой и артикуляционной, дыхательной гимнастик;
• развитие мелкой моторики кистей рук;
• моделирование, проблемные ситуации.
Наглядные:
• демонстрационный, иллюстрированный материал, раздаточный материал.
Применяемые на практике игровые технологии по развивающим задачам условно можно разделить на следующие группы.
I группа. Игровые технологии, направленные на умение различать слова по звучанию и значению.
Это такие игры, как «Найди букву», «Найди картинку», «Сколько слогов в слове», «Твердый и мягкий».
Дидактическая игра «Посчитай слоги».
Цель: совершенствовать навыки слогового анализа.
Оборудование: перфокарты – на которых слева изображены предметы, а справа – цифры, посередине – полоса для записи; фломастеры.
Ход игры: дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.
Опыт работы выявил, что дети испытывают трудности в усвоение твердых и мягких согласных звуков, а так как наши воспитанники еще дошкольники, следовательно, нужно постоянно поддерживать интерес, активность в образовательном процессе.
II группа. Игровые технологии, направленные на ознакомление со звуковым строением слова.
- моделирование структуры слова в виде картинки – схемы его звукового состава;
- игры «Живые звуки», «Найди домик для звука», «Назови слова с заданным звуком», «Поймай звук», «Кто заметил», «Найди общий звук»
Игровая ситуация «Магазин игрушек».
Цель: «Продавец» отпускает товар только в том случае, если «Покупатель» правильно называет первый звук в слове, которое обозначает «Покупку».
Продавец: Ты выбрал куклу? За нее нужно заплатить первым звуком этого слова. Произнеси его, пожалуйста! (произносит звук). Правильно! Молодец, можешь забрать куклу. В дальнейшем эта игровая ситуация усложняется тем, что нужно дать характеристику этому звуку (согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой).
III группа. Игровые технологии, направленные на ознакомление со слоговым строением слова.
- отхлопывание ладошками;
- контроль правой рукой за опускаемым подбородком;
- шагослогометрия;
- речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);
- подбор слов с заданным слогом;
- дополнение слога до полного слова;
- превращение коротких слов в длинные и наоборот;
- перестановка слогов в слове (трансформация слов). Например, мышка – камыш, банка – кабан.
Игра «Засели домик».
1 этаж – 1 слог, 2 этаж – 2 слога, 3 этаж – 3 слога.
Могут ли животные, которые живут на первом этаже, переселиться на второй или третий этаж?
IV группа. Игровые технологии, направленные на ознакомление с предложением и выделением его как смысловой единицей речи.
- придумывание предложений с заданным словом;
- придумывание предложения, которое начиналось бы с заданного слова;
- составление предложения по картинкам;
- демонстрация действий с игрушками;
- отстукивание на бубне столько раз, сколько слов в предложении.
V группа. Игровые технологии, направленные на знакомство с буквами.
Буквы являются графическим символом звуков, мы объясняем, что это «одежда» для звуков. В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят ее название, а не звук пэ, рэ, дэ. В результате получается «КЭОТЭ», вместо «КОТ». Это затрудняет ребенка правильно сделать звуковой анализ слова, и создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В детском саду мы предусматриваем называние букв по звуковым обозначениям: п, б, к. Это значительно облегчает дошкольникам овладение навыком профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи).
Научиться распознавать и запоминать форму букв помогут следующие игры:
- «конструирование букв» (из различных предметов – счетные палочки, нитки, мозаика, крупа);
- зачеркивание неправильных букв;
- узнай и дорисуй букву;
- обведи букву;
- на что похожа буква.
Весь материал, который предлагается в организованной образовательной деятельности, находит продолжение в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.