Анжелика Алесенкова
Игровые упражнения для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН:
1. Вступительная беседа
2. Упражнения на расслабление
3. Упражнения на выразительность жеста и передачу различных эмоциональных состояний
4. Упражнения на взаимодействие партнеров по общению
5. Список литературы
Цель: познакомить родителей с упражнениями на формирование коммуникативных умений и навыков, научить выполнять данные упражнения.
Публикация «Игровые упражнения для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Сегодня я расскажу Вам об игровых упражнениях на формирование коммуникативных умений и навыков у детей с речевыми нарушениями. Речевые нарушения в значительной мере искажают процесс общения и социальной адаптации. Нарушения общения, наблюдаемые у детей с речевыми трудностями, прослеживаются на всех его уровнях: коммуникативном, перцептивном и интерактивном. Детям свойственно отсутствие зрительного контакта при взаимодействии, смысловой жестикуляции, передающей оттенки чувств. Анимичное лицо, скованное тело свидетельствуют о блокаде языка тела и связанных с этим трудностях вербализации и коммуникативного взаимодействия с партнером. Поэтому учитывая индивидуальность вашего ребенка неоходимо использовать упражнения.
Упражнения на расслабление.
Цель: восстановление чувственной ориентации в своем теле, обучение приемам расслабления.
Детей необходимо учить приемам саморегуляции и формировать мышечную свободу в общении. Спокойное состояние, необходимое для нормального дружеского общения с партнерами, обеспечивается общим мышечным расслаблением.
Релаксационное состояние, достигаемое в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы, снимает эмоциональное возбуждение у детей, их успокоению, организации. Дети лучше почувствуют расслабление, если сначала дать им ощутить напряжение этих мышц (сжать кулачки, поднять ноги ит. д.)
Затем сменить его расслаблением. (напряжение – кратковременное, расслабление – длительное).
Упражнения на выразительность жеста и передачу различных эмоциональных состояний.
Цель: актуализация невербальных выразительных средств общения, обогащения эмоционального опыта.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Жест, выразительность движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести свои мысли и чувства. Не умение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость затрудняют общение детей между собой и взрослыми. Не понимание другого – причина страха, отчужденности, враждебности.
Игровые упражнения : «Кто это?», «Карта настроения», «Заколдованный ребенок», Муз. игра «Чувства и музыка».
Взаимодействие партнеров по общению.
Цель: развитие взаимоотношений между партнерами по общению, взаимопонимания и способности к сопереживанию.
Понимание эмоционального состояния и поступков людей приводят к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания с ними, что создает условия для постепенного изменения соотношения диалогического и монологического общения в сторону первого.
Упражнения : «Разговор взглядов», «Зеркала», «Художник», «Маленький скульптор», «Подарки моим друзьям».
Список литературы:
1. Каминская Л. И., Никифорова Т. В. Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи. –М. : Полиграф сервис, 1999. -172с.
2. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. –М. 1995.
3. Рождественская В. И., Павлова А. И. Игры и упражнения для исправления заикания. –М., 1978.