Маргарита Кучерявых
Дидактическое пособие по познавательному развитию «Сундук со сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В настоящее время перемен, эпоху компьютеризации, когда так быстротечно текут часы и годы, когда ребёнок ещё не научился ходить, а уже умеет включать телевизор и компьютер; когда дети и подростки почти не гуляют на свежем воздухе, а отдают предпочтение компьютерным развлечениям (где надо стрелять и убивать противника, а родители большую часть суток проводят на работе, во многих семьях перестали звучать сказки. Так обрываются традиции русского творчества. А ведь русская народная сказка - сокровище народной мудрости. Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме.
Цель: развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста посредством театрализованных игр и режиссерской деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, воображения. Научить детей рассказывать русско-народные сказки, приобщить детей к художественной литературе.
Данное пособие делает пересказ сказки более интересным и занимательным. Воспитанники с удовольствием используют его, как в образовательной деятельности, так и в игровой. Так же ценным оказалось использование игр из пособия в индивидуальной работе с детьми. Созданное пособие может применяться для пересказа разных сказок.
Используя в работе пособие, можно украсить интерьер группы, организовать уголок для развития речи, компактно, доступно для детей разместить атрибуты.
Использование игрового пособия побуждает детей к фантазированию, творческой импровизации, оригинальному использованию уже полученного ранее социального опыта. Пособие органично на организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с пособием детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры с пособием вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками-персонажами. Наблюдения показывают, что дети, играя с материалами такого вида более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.
Внутренняя наполняемость - это герои сказок, декорации, геометрические фигуры, силуэты изготовленные своими руками. При изготовлении использовали материал:
-фоамиран 1мм, 2мм;
-ножницы;
-клей «Титан»
-шаблоны деталей;
-бамбуковая шпажка.
Используя дидактическое пособие «Сундук со сказками» мы учим детей правильно строить свою речь начиная с небольших высказываний, понимать простые задания которые им предлагаются.
Применение дидактического пособия «Сундук со сказками» в самостоятельной деятельности – предметно - игровое манипулирование, в совместной деятельности педагога и ребёнка- направленно на развитие познавательных интересов, на занятиях по коммуникативной деятельности, в игровой деятельности восприятие художественной литературы в театральной деятельности, в обыгрывании сказок, в придумывании и обыгрывании различных сюжетов.
«Сторителлинг» - новый интерактивный метод, который позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Варианты игры:
«Пропавший герой»
Цель. Развитие внимания у детей. Ход игры: Педагог обращает внимание детей на героев сказки. Предлагает запомнить их. Затем говорит: «Ночь» и дети закрывают глаза. В это время педагог убирает одну игрушку и произносит: «День». Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кто пропал?».
«Сделай так, как в сказке было»
Цель: развитие наблюдательности и внимательности. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний. Ход игры. :
Первый вариант: Воспитатель выкладывает перед детьми в хаотичном порядке сюжетные картинки, относящиеся к сказке. Дети должны выложить их в точном соответствии с тем, как происходят события в сказке. Второй вариант: Воспитатель выкладывает перед детьми сюжетный ряд картинок к сказке и сознательно допускает одну или две ошибки. Дети должны найти ошибку и исправить ее, выложив героев в правильной последовательности. Третий вариант: Воспитатель предлагает вниманию детей уже выложенный сюжетный ряд картинок, но с отсутствием одного эпизода. Дети должны вспомнить, какого эпизода не хватает и передать его содержание.
Кто так сказал
Воспитатель зачитывает примечательную фразу, сказанную сказочным героем. А дети должны вспомнить, кто ее произнес. Например: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» – это фраза Колобка.
Кто лишний
Игра закрепляет знания о сказках, развивает память и концентрацию внимания.
Воспитатель раскладывает на столе в ряд изображения персонажей определенной сказки. Один из героев лишний, то есть в действительности его нет в сюжете. Воспитанники должны сами, внимательно изучив изображения, назвать произведение, а также указать, какой герой лишний в подборке.
Опиши героя по иллюстрации
Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.
Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.
Игра повышает настроение, сплачивает детский коллектив, делает обучение увлекательным занятием!