Бодаевской Яне Васильевне
Игровые технологии в обучении младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время разработано довольно много различных методов приемов и средств, направленных на развитие и обучение младших школьников. В отдельную категорию выделяют игровую технологию, способствующую активизации учебного процесса. Существует большое количество определений игровых технологий различных авторов (Г. К. Селевко, Л. В. Загрекова, Т. М. Михайленко и др.). Мы разделяем мнение Т. М. Михайленко и под игровыми технологиями понимаем «обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом» [22, с. 143].
Публикация «Игровые технологии в обучении младших школьников» размещена в разделах
Своими корнями проблема уходит к мыслителям ангинного мира и продолжает разрабатываться в настоящее время. Так Демокрит считал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Платон стоял у истоков рождения идеи игрового обучения, принципа воспитывающего обучения и разностороннего воспитания. Аристотель призывал заниматься ранним воспитанием и развитием детей посредством игровой деятельности. Считал, что истинное знание достигается благодаря деятельности ума.
Многие идеи философов и педагогов разных времен нашли отражение в современных концепциях в педагогике и психологии. Например, концепция всестороннего развития детей, построенная на принципах развития их «умственных сил» (Мишель Монтень); развитие в процессе воспитания интеллекта, воли детей, их познавательных способностей (Ян Амос Коменский); необходимость в развитии у ребенка способности к рефлексии (Иоганн Генрих Песталоцци) развитие детской творческой активности, мыслительных способностей (А. Дистервег); создание дидактической системы, направленной па развитие умственных сил учащихся, их познавательной самостоятельности (К. Д. Ушинский); признание того, что активные методы обучения способствуют развитию самостоятельного мышления ребенка.
В наследии Л. С. Выготского вопросы, связанные с всесторонним изучением игры, занимают значительное место. Говоря о ценности игры для ребенка Л. С. Выготский отмечает: «. уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природа» [10, с. 89].
Анализируя особенности игры, Л. С. Выготский подчеркивает, что «она является первой школой мысли для ребенка Всякое мышление возникает как ответ па известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среда. Там, где этого затруднения нет, там нет мышления» [10, с. 92]. И далее: «… игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности» [10, с. 93].
Д. Б. Эльконин, подчеркивая важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка, отмечает: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, «что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь дл перехода мышления на новый уровень и формирования новых интеллектуальных операций» [31, с. 329].
Проблеме игровой деятельности и, в частности, активизации учебно-познавательной деятельности средствами дидактической игры посвящено значительное количество научных работ.
Игра рассматривается как средство воспитания и развития школьников (О. С. Газман, В. А. Крутецкий, М. Н. Скаткин, метод, создающий мотивацию учения (Ю. К. Бабанский, Р. И. Пассов, Г. И. Щукина, средство активизации учебного процесса (В. М. Кларин). Рассмотрено формирование коммуникативных умений в процессе дидактической игры у младших школьников (Л. Р. Мунирова). Исследованы теоретические основы проблемы активности, в частности, виды познавательной активности и ее структура (А. М. Матюшкии, динамика развития творческой познавательной активности (Д. Б. Богоявленская, взаимосвязь познавательной активности и отношения к познавательной деятельности (Т. И. Шамова, Г. И. Щукина).
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствует воспитанию познавательных интересов и активизаций деятельности обучаемых, но и выполняют ряд других функций:
1. Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки.
2. Игра – один из приемов преодоления пассивности обучаемого.
3. Игра – стимулирует умственную деятельность обучаемых, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
4. В работе в парах и группах каждый обучаемый несет ответственность за результаты всей группы, стремится как можно быстрее и успешнее справится с заданием [18].
Игры способствуют развитию наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, логически мыслить, сосредоточенности внимания, развитию памяти. Для младших школьников игровой процесс является более интересной, чем учебный. Поэтому если совместить игровую и учебную деятельность можно достичь успехов в вопросе развития младших школьников. В игре дети осваивают новые социальные роли, получают положительные эмоции. Они, не уставая, получают знания в легкой и доступной форме [1].
Главнейшим является значение игры для мотивационно-потребностной сферы школьника, в основе которой лежит трансформация игры при переходе от дошкольного к младшему школьному детству. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре ив жизни, т. е. формулировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты [1].
Н. Винокурова делит все игры на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях [9]. Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности : индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.
Использование игровых технологий в обучении (в частности в начальной школе) предполагает создание ситуаций близких к естественным, излишне не напрягающих учащихся, привлекающих внимание к изучаемому материалу. Вместе с тем проведение игры на уроках предусматривает осуществление ряда учебных задач, в ходе решения которых учащиеся могут не заметно для себя приобретать определенные знания, формировать учебные умения и навыки, критически оценивать свои знания, приводить эти знания в систему, обобщать, осознавать изученные правила, закреплять полученные знания в новых связях [16].
В результате анализа практического опыта педагогов-новаторов начальной школы, занимающимися игровыми технологиями, можно сделать вывод, что игровую технологию можно использовать в качестве: самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля).
Игра – это «дитя труда». Наблюдения ребенка за активной деятельностью взрослых, переносятся им в игру. Для младших школьников игра является любимой формой деятельности. В игре, при осваивании игровых ролей, происходит обогащение социального опыта, обучение адаптации в новых для них условиях. Интерес детей в дидактической игре перевоплощается из игрового действия в умственную задачу.
Дидактическая игра - ценное средство для стимулирования умственной активности детей, активизации психических процессов, проявления живого интереса в процессе познания нового. Благодаря игре, дети начинают охотно преодолевать существенные трудности, тренировать свои силы, развивать способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Л. С. Гальченко выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр:
1. Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задания, для решения которых дети не имеют необходимые знания, не вызывают интерес и желание их решать. Непосильные трудные задания могут оттолкнуть ребенка. При обучении важно учитывать возрастной подход и принцип последовательной подачи материала, от простого к более сложному. Таким образом, игровая методика будет эффективной, имея развивающий характер.
2. Не все дети заинтересованы играми, которые требуют напряженной мыслительной работы, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как обучение по принуждению [11].
Использование игровых ситуаций помогает детям понимать смысл задачи. Интерес к учению, также к выполнению конкретного учебного задания, стимулируется посредством включения отдельных игровых элементов.
При мобилизации внимания детей, уменьшении утомляемости, создании положительных эмоции на уроке, способствующему более эффективному усвоению знаний, несравненную помощь оказывают загадочные названия дидактических игр. Применение дидактических игр окажет положительное влияние при полном соответствии игры целям и задачам урока, при активном принятии участия всех детей.
Увлекая, игра, дает возможность лучше усваивать материал, не уставать и не терять интереса. Дети в процессе игры развивают необходимые общеучебные умения и навыки, в том числе способности самоконтроля и контроля, что способствует формированию таких черт характера, как взаимопонимание, честность, ответственность.