Получи документы

Игровые технологии как эффективное средство для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях групп

Екатерина
Игровые технологии как эффективное средство для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях групп
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые технологии как эффективное средство для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности.

Формирование связной речи является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Очень важная задача дошкольных учреждений - формирование у дошкольников умений выражать собственные мысли. Воспитатели должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств - задача трудная.

Публикация «Игровые технологии как эффективное средство для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях групп» размещена в разделах

Сегодня дети увлечены боевиками, сериалами, бесцельными играми в смартфонах, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить. По результатам многих исследований выявлено, что на современном этапе в процессе обучения речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Дошкольники не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства.

Бессонова Т. П. Грибова О. Е. Ладыженская Т. А. занимались исследованием формирования связной речи.

С именами Бениловой С. Ю., Давидович Л. Р., Микляевой Н. В.

связано формирование и развитие коммуникативного направления в обучении родному языку как средству общения, обучение речевой деятельности.

В качестве основных средств формирования связной речи у дошкольников авторы использовали логопедические игры, беседы, игровые задания. Однако существует множество недостатков в формировании связной речи дошкольников. Ученые не уделяют должного внимания рассмотрению условий и путей формирования связной речи у дошкольников.

В настоящее время актуальной проблемой логопедии является создание условий для развития у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) связной речи, как важной предпосылки гармоничного развития и социализации личности. Одним из необходимых условий развития речи являются речевые умения в коммуникации. Использование в подобной работе игровых средств является эффективным приемом, позволяющим преодолеть характерный для детей с речевым недоразвитием разрыв между действием, словом и образом, предоставляющим возможность уточнения различных словарных категорий, которые наиболее грубо нарушены у детей с ОНР.

В результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста (Г. И. Жаренкова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова и др., в логопедической литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др., предложена психолого-педагогическая типология детей с ОНР. [21, 30].

На основе изучения особенностей детей данной группы обозначены направления логопедической работы на основе игровой деятельности (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова С. Н. Шаховская и др.).

Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся формирования речи у детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостного представления об особенностях формирования связной речи у дошкольников в игровой деятельности.

Из этого следует противоречие между необходимостью формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи и отсутствием эффективного средства, позволяющие осуществить это на практике.

Объект: процесс формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами игрового материала.

Предмет: игровые средства по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель: разработать комплекс игр, формирующих связную речь у детей с общим недоразвитием речи.

Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.

В процессе логопедической работы мы использовали следующие игры:

1. «Писатель».

Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану:

Что это?

Где растёт?

Какой на вкус?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Что из него готовят?

2. «День рождения зайца».

Детям пришло приглашение на день рождения. На столе овощи и фрукты (картинки). Дети выбирают подарок. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу подарки со словами: «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ».

3. «Магазин».

Ребёнок «покупает» посуду (можно использовать игрушечный набор) у «продавца» логопеда. Для этого «покупатель» описывает необходимый ему предмет по плану.

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

Какой формы?

Какого размера?

Из какого материала изготовлено?

В какое время суток используют?

4. «Что нарисовано?»

Детям предлагают изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребёнок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.

5. «Театр».

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка.

Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учебник / Л. О. Бадалян. – 7-е изд., испр. – М. : Академия, 2012. – 397 с. : ил. – (Высшее образование. Classicus. Классическая учебная книга).

2 Безруких, М. М. Ступеньки к школе [Текст] : кн. для педагогов и родителей / М. М. Безруких. – 8-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2010. – 127 с. – (Ступеньки к школе).

3 Беккер, К. П. Логопедия [Текст] : пер. с нем. / К. П. Беккер, М. Совак. – М. : Медицина, 1981. – 288 с.

4 Белая, Н. А. Исследования особенностей коммуникативно-речевой сферы детей в специальной педагогике [Электронный ресурс] / Н. А. Белая // Apriori. Cер. : Гуманитарные науки. – 2014. – № 1. – С. 4. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21435307 ( дата обращения: 27.04.2016).

5 Белякова, В. А. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения [Текст] / В. А. Белякова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – С. 20-24.

6 Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. – М. : Парадигма, 2012. – 312 с. – (Спец. Коррекционная педагогика).–URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210526 ( дата обращения: 27.04.2016).

7 Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй [Текст] : метод. пособие. Ч. II. / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. – М. : Аркти, 2009. – 64 с.

8 Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка [Текст] / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – М. : Роспедагенство, 1994. – 68 с.

9 Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] : сб. упражнений / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Логопед в школе).

10 Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития [Текст] : (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. – М. : В. Секачев, 2012. – 51 с. : 149 л. ил.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как эффективное средство для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях групп
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 22:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии как эффективное средство для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях групп» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД