Рыбина Наталья Анатольевна
Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 103»
Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Выполнила воспитатель:
первой кв. категории Рыбина Н. А.
Нижний Новгород 2021
Публикация «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Если внимательно посмотреть по сторонам, роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без математических знаний. Так или иначе, мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому формирование элементарных математических представлений необходимо начинать с раннего возраста. Огромную роль в этом процессе играет подача материала. Достигнуть наилучших результатов позволяют игровые технологии, которые являются частью современных образовательных технологий. Умелое применение игровых технологий делает занятие математикой с детьми раннего возраста увлекательным мероприятием, создает необходимое условия, для усвоения нового материла в ведущей для них форме деятельности – игре.
Применение игровых технологий
делает ребенка более активным;
повышает познавательный интерес;
развивает память, мышление внимание;
способствует развитию творческих способностей;
выработке речевых умений и навыков;
Игровые технологии по ФЭМП способствуют развитию: Наблюдательности
Самостоятельности
Сообразительности
Творчества
Внимания
Сенсорики
Восприятия
Воображения
Мышления
Для поддержания устойчивого интереса к математике я применяю как традиционные, так и нетрадиционные игровые технологии
Дидактические игры
В возрасте 3-4 лет ребенок начинает активно познавать мир. Его интересует абсолютно все – непознанное. Дидактические игры для детей – это возможность дать малышу определенные важные жизненные навыки, знания, развивать его умственные способности. С одной стороны игры выполняют развивающие функции, с другой - дают возможность приучать малыша к самостоятельности. Большинство дидактических игр с математическим содержанием, я изготовила своими руками. Среди них такие как : «Город геометрических фигур», «Гаражи и машины», «Подбери по цвету», «Спрячь мышонка», «Сравни предметы», «Цветной коврик»,
«Разложи фигуры по цвету», «Домик для фигур», «Выложи фигуры», «Веселая геометрия» и др.
Чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей беру на себя роль сказочного персонажа.
Наиболее важным и интересным для детей считаю создание игровой мотивации с использованием сказочного персонажа. Это помогает вызвать эмоциональный отклик детей и желание помочь герою. Стимулирует активность, способствует развитию воображения. Появление персонажа удивляет и увлекает детей.
Математический герой – Бим - Бом
Наибольший интерес у детей вызывает вымышленный персонаж, имя которому придумали сами дети - это самодельный математический герой Бим - Бом. При его появлении ребята уже знают, что их ждет интересное увлекательное занятие по математике. Он может присутствовать при выполнении задания, может подсказать или наоборот запутать детей. Побуждает детей к деятельности, поддерживает, подбадривает, помогает, создает положительный эмоциональный фон
Игровые ритуалы - помогают организовать детей, подготовить их к занятию.
Детский садик – милый дом,
В нем мы весело живем.
По порядку становись,
К математике стремись.
Никогда не унывать.
Все пройти и все узнать!
Игра - дефиле «Веселые фигуры»
Очень понравилось детям и позволило закрепить название геометрических фигур, такое мероприятие, как игра - дефиле «Веселые фигуры». У кого-то из детей фигура была частью наряда, а кого-то она сопровождала в качестве друга. Под веселую музыку малыши по - очереди демонстрировали свои фигуры, а дети-зрители угадывали и вспоминали название этих фигур.
Музыкальное развлечение.
Создать ситуацию успеха для каждого ребенка, атмосферу радости и добра мне позволило музыкальное развлечение «Про цифры и Незнайку».
Физкультурно-математический праздник. Во - время физкультурно - математического праздника «Математика вокруг нас», дети проявили умение самостоятельно выполнять математические задания в условиях игры в сочетании с физическими упражнениями.
Взаимодействие с родителями - важное условие формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Не менее важным является участие родителей в формировании элементарных математических представлений. При взаимодействии с семьями воспитанников использую активные формы работы :
- математический досуг «Думай, действуй, развивайся!» позволил в свободной непринужденной обстановке проявить участникам свои математические знания, смекалку и находчивость. Способствовал сближению и установлению доверительных взаимоотношений с одной стороны - родителей с детьми, а с другой - педагогов с семьями воспитанников.
Круглый стол
«Математика нужна, математика важна» Мастер класс «Игры математического содержания у нас дома» позволил включить родителей в активную практическую деятельность, осуществить обмен мнениями и опытом семейного воспитания
Вывод: игровые технологии являются уникальной формой, которая позволяет сделать обычное занятие интересным и увлекательным.