Любовь Попова
Игровые технологии как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту, социуме, природе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Публикация «Игровые технологии как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Для детей формула безопасности зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Реализовать данную задачу возможно с помощью игровых технологий. Представлю вашему вниманию программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Л. Б. Стёркиной.
Программа содержит шесть блоков:
1. «Ребёнок и другие люди»
2. «Ребёнок и природа»
3. «Ребёнок дома»
4. «Здоровье ребёнка»
5. «Эмоциональное благополучие ребёнка»
6. «Ребёнок на улице»
В основу курса ОБЖ для дошколят включены различные игровые ситуации, упражнения для формирования представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а так же – на воспитание ответственности за свои поступки. Используя игровые формы и методы образовательной деятельности по ОБЖ, дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт.
Для формирования представлений об источниках опасности в рамках реализации раздела «Ребёнок и другие люди» обсуждаем и обыгрываем с детьми проблемные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми. Например:
1. Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-нибудь, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая /, что он действует по их просьбе.
2. Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься.
3. Взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми проводим специально подготовленные театрализованные игры – драматизации «Лиса и петух», «Волк и семеро козлят». С целью профилактики невротических реакций и появления страхов используем образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием. (Для закрепления представлений проводим с детьми игру «Знакомый, свой, чужой». Дети встают в небольшой круг, поочерёдно бросают мяч каждому ребёнку и приговаривают «Знакомый, свой, чужой», выделяю интонацией и паузой кого нужно назвать. Ребёнок поймавший мяч, называет соответствующего человека.
Игровые задания, игры авторами программы представлены в разделе «Ребёнок дома». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Разыгрываем с детьми разные игровые ситуации : ребёнок дома один, ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг включаем разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Например:
В квартиру звонит мужчина и говорит:
- Я твой сосед с нижнего этажа, Ты заливаешь меня водой. Взрослые есть дома?
- Нет, я один, но вам не открою, я вас не знаю.
- Мальчик, но ты ведь понимаешь, что пока придут с работы твои родители, вода испортит все потолки и стены. Знаешь сколько им придётся заплатить за ремонт? Открывай, не бойся. Тебя они потом только похвалят.
Дети высказываются, как они должны повести себя в этой ситуации (Позвонить родителям и рассказать о случившемся, попросить номер телефона у незнакомца и попросить родителей перезвонить по этому номеру, проверить закрыты ли все водопроводные краны, нельзя открывать двери незнакомым людям).
Используем с детьми разные игровые ситуации на тему пожарной безопасности «Если в доме, что- то загорелось». Детям предложили следующий алгоритм поведения :
- Если в доме что-то загорелось – быстро уйти или выбежать из квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по номеру «01», маме на работу;
- Позвонить по телефону «01» и сказать, что у вас дома пожар, при этом обязательно сообщить домашний адрес;
- Если в квартире много дыма – низко нагнуться, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем.
Мы проводим беседы о пожароопасных предметах, острых и тяжелых предметах, балконе, открытом окне и другие бытовых опасностях. А также, в игре обучаем, как пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для закрепления представлений о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, используем дидактические игры «Угадай электрический прибор», «Найди, что лишнее», «Слушай внимательно».
В Дидактической игре «Слушай внимательно», мы задавали детям вопросы, а они отвечали хором: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
-Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
-Кто от маленькой сестрички,
Незаметно спрячет спички?
- Кто из вас шалит с огнём,
Признавайтесь честно в том.
В разделе программы «Ребёнок на улице» мы знакомим детей с правилами дорожного движения; правилами поведения в транспорте; обучаем с помощью игровых ситуаций ориентированию на местности. Обыгрываем ситуацию «Если они потерялись на улице», им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.
Для закрепления представлений о правилах дорожного движения разыгрываем дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Вывод: игровые технологии в наибольшей степени способствуют формированию у дошкольников навыков разумного поведения, учат адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными предметами.