Мамина Александра Васильевна
Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе развития дошкольников. Создание условий, обеспечивающих интеллектуально – творческое развитие детей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Практика показывает, что на успешность обучения и развития влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его интеллектуальное развитие. В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуально-творческого развития дошкольников. Рассмотрим, применение, каких игровых технологий, способствует интеллектуально-творческому развитию детей раннего и дошкольного возраста. Ключевые слова: технология ТРИЗ, круги Луллия, интеллект, творчество, речь, дети, судоку, блоки Дьенеша, технология Воскобойникова, соты Кайе, 26 Значение игровых технологий в интеллектуальном-творческом развитии дошкольника Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности. Реализация игровых технологий опирается на следующие положения: - игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия; - в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений; - игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо; - игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь; - в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления; - игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры. 27 Рассмотрим ряд современных игровых технологий интеллектуально - творческого развития дошкольников 1. Метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия) Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Можно использовать во всех образовательных областях. Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуальнотворческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи. На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. 2. Соты Кайе 28 Набор "Соты Кайе" состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная. Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого. Рис. 1 Набор «Соты Кайе» Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Они помогают развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное, глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников. Соты Кайе способствуют формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение. Также способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Позволяют проводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино. Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т. е. художественного конструирования. Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность детской деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым 29 образом на плоскости по отношению друг к другу. Кроме того, результаты занятий детей с набором вызывают эстетические чувства, положительные эмоции и различные ассоциации. Можно проводить конкурсы и соревнования. Соты Кайе пригодятся в группах продленного дня детского сада или школы, в коррекционной и госпитальной педагогике, в реабилитационной практике, для проблемных детей, детей-инвалидов. Соты Кайе предназначены для формирования у детей конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребенка, в том числе его способности к техническому и архитектурному творчеству. 3. «Судоку» - тренажер для логического мышления и внимания» Рис. 2 Судоку для дошкольника Судоку – это головоломка. Цель головоломки – необходимо заполнить свободные ячейки недостающими фигурами так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая фигура встречалась только один раз. Sudoku – в переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — стоящая отдельно». В классической игре «судоку» 9 рядов по 9 клеток (всего 81 клетка, которые образуют еще и 9 блоков – 3 х 3 по 3 в ряд. Принцип этой игры изобрел математик, Леонард Эйлер в 18-м веке. Начиная с 70-х годов 20-го века эта игра стала очень популярной во всем мире. В детском судоку уменьшено количество клеток: 4 ряда по 4 клетки (всего 16 клеток) и 4 блока – 2 х 2 по 2 в ряд. Может состоять из поля: 3 ряда по 3 клетки (всего 9 клеток). Правила остаются прежними: нужно расположить недостающие 30 фигуры по правилам судоку: они не должны повторяться в ряду по вертикали, в ряду по горизонтали и в каждом из малых блоков 2 х 2. И самое главное, каждая разгаданная собственными усилиями головоломка — это маленькая победа, и она делает человека счастливее. Ради этого стоит уделить время судоку! Судоку помогает детям «тренировать свой мозг». Развивается память, внимание, логическое мышление. 4. Логичекие блоки Дьенеша Рис. 3 Варианты логических блоков Дьенеша. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М., «логические кубики» (Копылов Г., «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с 31 логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Применение блоков Дьенеша даёт возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности для математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства. Особенности содержания данной технологии в развитии детей дошкольного возраста : - Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с формой предметов и геометрическими фигурами; - Формирование у детей мыслительных умений : умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодированиядекодирования, а также логические операции "не", "и", "или" - Развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме - Развитие у детей внимания, памяти, восприятия; - Развитие у детей способности к моделированию и замещению свойств. 5. Развивающие игры Воскобовича С большим интересом дошкольники занимаются играми В. В. Воскобовича. В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач. Следовательно, цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.