Маматова Наталья Ивановна
Игровые ситуации по формированию нравственных качеств и патриотических чувств младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду существует основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой составляется рабочая программа воспитателя, в соответствующая возрастным группам, тематическое планирование и календарное планирование образовательной деятельности. Предлагаемые игры и игровые ситуации составлены в соответствии с данными документами.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Публикация «Игровые ситуации по формированию нравственных качеств и патриотических чувств младших дошкольников» размещена в разделах
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в младшем дошкольном возрасте.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как привить эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственно– патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игры детей отражают наиболее значимые события, позволяют проследить, какие идеалы формируются у подрастающего поколения.
Велико значение игры и в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения.
Примеры игр и игровых ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств и патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста.
Тема Название игры/игровой ситуации Цель игры/ игровой ситуации Период
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
(гендерное воспитание) «Добрые слова»
«Чаепитие в кругу друзей»
«Защитники девочек»
Закрепление умений детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Формирование знаний о поведении за столом, в компании друзей. Формировать представления о гендерном различии мальчиков и девочек Вторая половина октября
«Мир профессий» «Строим дом»
«Медсестра»
«Слоник едет в автомобиле» Познакомить детей с различными профессиями, дать представления о том, что любой труд почетен. Первая половина ноября
«Маму свою очень люблю» «Как я дома помогаю»
«Готовим обед»
Воспитание заботливого отношения к членам семьи. Формирование элементарных навыков поведения в быту. Вторая половина ноября
«Скоро праздник Новый год, возле елки хоровод» «Ждем в гости Деда Мороза»
Воспитывать любовь к русским народным сказкам и традиционным праздникам Вторая половина декабря
«Сказка в двери к нам стучится» «В гости к старичку Лесовичку»
«Петушок и его семья»
Воспитывать чувство сострадания и любви к природе. Прививать детям любовь к родному языку, к фольклорному наследию нашей страны Вторая половина января
«Мама, папа, я – дружная семья» «Семья»
«Игрушки у врача»
«Завтрак на всех» Учить детей творчески воспроизводить в игре быт семьи, развивать умения выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (стирать бельё, воспитывать навыки коллективной игры.
Учить детей уходу за заболевшим, воспитывать чуткое отношение к окружающим. Первая половина февраля
«Путешествие по праздникам» «День рождения Степашки»
«Что мы купим для обеда?» Сформировать первичные представления детей о праздниках. Воспитывать навыки бережного отношения к окружающим. Вторая половина февраля
«Поздравляем мам и бабушек» «Семья»
«Мамы гуляют с малышами» Учить обогащению социально-игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять сразу несколько ролей (мама-дочь/сын-бабушка) Первая половина марта
«Встречаем весну!» «Кукла Маша собирается гулять»
«На лесной тропинке» Формировать навыки последовательного одевания на прогулку, воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.
Расширить знания детей о диких животных, их повадках, воспитывать гуманное отношение к животным. Вторая половина марта
«Мы, ребята дошколята, скоро в космос полетим» «Мы - космонавты»
«На Луне жил звездочет (ознакомление с названием планет)» Формирование первичных представлений о космосе, чувства гордости за нашу страну как космическую державу. Развивать умения договариваться и принимать на себя разные модели игрового поведения. Первая половина апреля
«Земля – наш общий дом!»
(экологическое воспитание, дружеские отношения людей разной национальности) «С новосельем»
«Чья очередь гулять с собакой?»
«Ты и я – лучшие друзья» Расширять представления о предметах быта, развивать умение делиться. Учить бережному отношению к братьям нашим меньшим. Формирование первичных навыков уважительного отношения к людям любой национальности. Вторая половина апреля
«Славься, День Победы!» «Идем на парад/на салют»
«Мы - военные» Донести до детей значимость и величие праздника – Дня Победы. Воспитывать чувство гордости за свою страну, воспитывать чувство патриотизма. Первая половина мая
«Путешествие в страну Здоровья» «Скорая помощь едет на вызов»
«Научим куклу Катю чистить зубы» Вызывать у детей интерес к медицинским профессиям, учить детей быть заботливыми и внимательными по отношению к заболевшему. Учить внимательно относиться к своему здоровью. Вторая половина мая
Литература:
1) «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». С. Л. Новоселовой – М. 1985г. ;
2) Павлова Л. Н. «Ранее детство в развитие речи и мышления» Методическое и наглядное пособие. – М. 2002г. ;
3) Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство познавательного развития». – М., 2002г.