Ольга Мындарь
Игровые приёмы при развитии математических способностей детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приёмы при развитии математических способностей детей младшей группы.
Автор: Мындарь Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ №3 ст. Калниболотской Новопокровского района, Краснодарского края.
Дошкольные образовательные учреждения при организации своей образовательной деятельности опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу в 2013 году. Также индивидуальные программы обучения формируются с использованием идей и правил, которые описаны в общеобразовательной программе дошкольного образования, именуемой «От рождения до школы».
Публикация «Игровые приёмы при развитии математических способностей детей младшей группы» размещена в разделах
Главное отличие нового образовательного стандарта от прежних версий – акцент на развитие личности ребенка с учетом его как индивидуальных, так и возрастных особенностей. Упомянутая программа уделяет массу внимания методикам становления физических и психических качеств ребенка. Акцент сделан на развитии математических способностей, которые положительно влияют на логическое мышление и ряд ценных качеств каждого ребенка.
Особенности развития математических способностей
Многие авторитетные психологи, в том числе А. Н. Леонтьев и Л. С. Выготский уверены в том, что в жизни каждого человека есть моменты, наилучшим образом подходящие для развития тех или иных способностей. Это касается и математических навыков. Конечно, дошкольный возраст – не самый лучший период для изучения математики, но в этом возрасте важно развитие логического мышления. Именно для этой цели и применяется математика.
Особую важность представляет развитие пространственного и количественного логического мышления ребенка дошкольного возраста. Наибольшей эффективности занятий можно добиться при использовании игровой формы развития математических способностей. Она наиболее близка для детей, не вызывает отторжения, а наоборот – прививает интерес к таким занятиям. Далее представлены популярные и результативные математические игры.
Математические игры для детей дошкольного возраста
Для отдельных мыслительных операций подбираются специальные игры, которые как нельзя лучше развивают способность к выполнению этих операций. Наибольшее внимание уделяется таким операциям, как обобщение и классификация. Обобщение выражается в способности человека группировать объекты в группы на основании общего признака. Классификация напротив, является умением разделять объекты по сходству или по различию.
Игры на классификацию
Для тренировки навыка классификации используются игры с такими названиями, как «Разложи по тарелкам», «Что лишнего», «Цвет и форма», «Твердый – мягкий», а также «Дикие и домашние животные». Такие игры обучают детей правильно разделять живые и неживые объекты на разные группы по определенным признакам.
Игры на обобщение
Чтобы научить детей навыку обобщения, рекомендуется заниматься с ними такими играми, как «Угости куклу чаем», «Волшебный мешочек», «Составь картинку», «Поможем малышу», а также «Как назвать предметы одним словом?». Регулярное занятие такими играми тренирует у детей способность группировать различные объекты.
Развитие дополнительных навыков
Способности обобщения и классификации – это далеко не единственные навыки, которые следует тренировать у детей дошкольного возраста. Не меньшего внимания к себе требуют перечисленные далее способности :
* Ориентация в пространстве и на плоских покрытиях. Такие навыки тренируются в процессе игр «Найди клад», «Построим дома», «Построим пирамидку» и «Красивый узор».
* Понимание количественных и качественных свойств объектов. Для развития такого понимания нужно внедрять игры «тёплый- холодный», «Большой-маленький», «Высокий – низкий», а также «Уже – шире».
Не стоит игнорировать и преимущества игр, в процессе которых используются модели строительных материалов. Такие игры положительно сказываются не только на формировании перечисленных выше навыков, но и на развитии мелкой моторики пальцев рук. Воспитатель должен не только заниматься с детьми описанными выше играми, но и отслеживать достижения каждого ребенка, контролировать правильность выполнения упражнений.
Использованная литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.