Светлана Акулинина
Педсовет на тему «Методы и приёмы в области развития у детей 2–4 лет математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида»
Педсовет на тему :
«Методы и приёмы в области развития у детей 2-4 лет математических представлений»
Подготовил воспитатель: Акулинина С. С.
25.12.2017г
Публикация «Педсовет на тему „Методы и приёмы в области развития у детей 2–4 лет математических представлений“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Цель: повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП, формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.
Оборудование: слайд-презентация, задания для команд.
План:
1. Актуальность (директор)
2. Анализ тематического контроля (ст. воспитатель)
3. Принципы и методы работы — теория и практика (ст. воспитатель)
4. Практическая часть – методика проведения дидактических игр.
5. Заключительное слово (ст. воспитатель)
6. Решение педсовета
7. Актуальность проблемы
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.
Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по ФЭМП воспитатель сам должен быть грамотным в этой области.
А именно:
Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
Знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
Знать методические основы развития у детей математических представлений;
Постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.
1. Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Эффективность работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста»
Цель:
1. Определить компетентность педагогов по методике ФЭМП у детей дошкольного возраста.
2. Оценить условия организации для РППС ФЭМП, сенсорному развитию у детей в группах.
Сроки: 16-25 января 2017 года.
Участники: все возрастные группы.
Состав комиссии: согласно положению.
На основании годового плана МКДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» с 16 по 25 января 2017 года была проведена тематическая проверка в группах по организации работы по ФЭМП и сенсорных представлений у дошкольников и детей раннего возраста соответственно.
В ходе проверки была проведена следующая работа: посещение НОД, анализ планов воспитательно-образовательной работы, смотр-конкурс «Организация РППС по ФЭМП», «Организация РППС по сенсорному развитию».
В ходе тематического контроля получены следующие результаты:
Посещение НОД. (не всех посетила)
Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается со второй группы раннего возраста и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОУ по данному направлению ведется большая, по всем требованиям ФГОС ДО, в соответствии с возрастом детей.
Педагоги свою работу строят на основе ООП ДОУ.
В ходе контроля было выявлено, что все педагоги ответственно относятся к своей работе, заранее готовят материал к образовательной деятельности (демонстрационный и раздаточный, используют рабочие тетради в соответствии с программой обучения. И очень хочется верить, что такая подготовка была не потому, что я пришла, а проводится всегда.
Вторая группа раннего возраста, младшая и средние группы организуют образовательную деятельность по методическим пособиям авторов Помораевой и Позиной, рекомендуемых программой «От рождения до школы». Старшая и подготовительная группы – по программе «Математические ступеньки» Колесниковой Е. В.
Педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Однако вопросы к детям не всегда формулируются точно и доступно. Культура речи педагогов характеризуется эмоциональностью, выразительностью.
Воспитатели активно используют разнообразные формы работы с детьми ДИ, работа в тетради, работа с раздаточным материалом. Использовали разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей. Дети на большинстве занятий были активны, сохраняли интерес на протяжении всего НОД.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия, проявляют творчество при самостоятельном изготовлении данного материала.
Воспитатели понимают важность физкультминуток для здоровьесбережения воспитанников и уместно их используют.
Не забываете о том, что мы работаем по тематическим неделям. В 1 группе Л. И. организовала детям встречу с Колобком, 3 И. Я. с детками встретились с Козой и козлятами, 4 у Л. Я. Буратино придумал для ребят разные задания. Детям было очень интересно. В средних группах я попала на одно и то же занятие. Т. П. и Л. Н. совершенно по разному творчески подошли к организации – каждая внесла в конспект что-то свое: в 7 группе в гости приходили герои сказок «Репка», «Маша и Медведь». Этот же конспект Т. П. связала с темой Пеледуй.
Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду работа по ФЭМП ведется на должном уровне, но, как всегда – есть к чему стремиться.
Рекомендации: четко и точно формулировать вопросы к детям; больше задавать вопросов, а не говорить самим. Обращайте чаще внимание на осанку детей во время работы за столами, на положение рук во время письма (чтобы не висел локоть).
Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что кроме НОД в группах с детьми ведется индивидуальная работа, планируются дидактические, настольные игры математического содержания и по сенсорике в свободное от занятий время.
Смотр-конкурс. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по сенсорному развитию.
Имеющиеся центры, уголки сенсорного развития, способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развития психических процессов. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников. Анализируя созданные условия для развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию можно сделать вывод, что в 1 группе РППС отвечает всем предложенным критериям. Во 2 группе — есть, над чем поработать для обогащения РППС.
Результат: Номинация «Есть куда стремиться!» присвоена группе «Капелька»
Номинация «Асы в организации РППС по сенсорному развитию» присвоена группе «Ягодка»
Смотр-конкурс. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по ФЭМП.
В каждой возрастной группе создана среда по ФЭМП, в группах организованы центры, где находится весь материал : готовый и изготовленный самими воспитателями.
Организация среды отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием. Комиссия отметила почти везде достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми.
В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.
Результаты:
Номинация «Завтра лучше, чем вчера!» присвоена группе «Улыбка»
Номинация «Мастерство и изобретательность в организации РППС по ФЭМП» присвоена группе «Пчелка»
Номинация «Самая насыщенная и разнообразная РППС по ФЭМП» присвоена группе «Вишенка»
Номинация «За грамотное комплектование и разнообразие РППС по ФЭМП» присвоена группе «Солнышко»
Номинация «Асы в организации РППС по ФЭМП» присвоена группе «Ромашка»
Рекомендации: нет предела совершенству – продолжаем пополнять РППС. За что в основном снижались баллы или были прочерки? Систематизация в соответствии с разделами, картотеки и работа с родителями. Особенно обратите внимание на то, чтобы имелось все, чего требует программа, по которой работаете.
1. ФЭМП у дошкольников. Принципы и методы работы
Совместно с педагогами определить :
Цель математического развития дошкольников
Всестороннее развитие личности ребенка.
Формирование элементарных математических представлений
Подготовка к успешному обучению в школе.
Принципы обучения математике
Наглядность
Систематичность и последовательность
Повторяемость
Научность
Доступность
Связь с жизнью
Развивающее обучение
Индивидуальный и дифференцированный подход
Методы, используемые на занятиях по ФЭМП
Словесный
Наглядный
Слуховой
Практический
Игровой
Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т. е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
эмоциональная;
грамотная;
доступная;
четкая;
достаточно громкая;
приветливая;
в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…
Требования к речи детей :
грамотная;
понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
с нужными математическими терминами;
достаточно громкая…
Требования к вопросам воспитателя:
точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность;
разнообразие формулировок;
избегать подсказывающих вопросов;
давать детям время на обдумывание…
От чего зависит характер постановки вопроса? (от возраста и от содержания конкретной задачи).
— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Требования к ответам детей :
краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
самостоятельные и осознанные;
точные, ясные;
достаточно громкие;
грамматически правильные…
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
— Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?
Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным
Быть в достаточном количестве.
Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям.
Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?
Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
Инструкция, установка (используется при подготовке к самостоятельной работе).
Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
Вопросы к детям.
Словесные отчеты детей.
Предметно-практические и умственные действия.
Самостоятельная работа детей
Контроль и оценка.
Средства ФЭМП
1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма и др.).
2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал и др.).
3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др. …
Разделы по ФЭМП каждой возрастной группы
«Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
«Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе).
«Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
«Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
«Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Это были простые вопросы – перейдем к сложным:
«Шуточные вопросы»
Какой рукой нужно есть суп? (ложкой)
Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)
Какой знак есть и в русском и в математике? (запятая)
Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)
Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)
Если сейчас (14.00) идет дождь, можно ли утверждать, что через 36 часов будет светить солнце? (нет, будет ночь)
Задание «Конспект»
Участникам предлагаются 2 конспекта занятий по ФЭМП.
Определить возрастную группу;
Сформулировать задачи, которые решаются в процессе занятия;
Придумать начало, т. е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);
Задание «Педагогические ситуации»
1) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно выполнили задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.
Что неправильно сделал педагог?
Предложите правильное поведение педагога.
2) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей : «Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: «Много».
Воспитатель дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: «Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя.
Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
Какие ошибки были допущены воспитателем?
Как нужно правильно организовать это занятие?
Задание «Знатоки»
Определите возрастную группу и раздел.
1. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (младшая группа, величина и количество)
2. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет) (подготовительная группа, количество и счет)
3. Познакомить с понятиями один – много (2 гр. раннего возраста, количество)
4. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – прямоугольником (средняя группа, форма)
5. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание (младшая группа, форма)
6. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником (старшая группа, форма)
7. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (средняя группа, количество и счет)
8. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве (подготовительная группа, ориентировка в пространстве)
9. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа (подготовительная группа, ориентировка во времени)
1. Практикум. Педагоги представляют дидактические игры по ФЭМП.
2. Заключительное слово
Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.
Для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое
-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка
-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.