Алексеева Ирина
Игровые приемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
"Игра - это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире"
(В. А. Сухомлинский)
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Публикация «Игровые приемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Целесообразность формирования личности на этапе дошкольного детства, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах, а именно, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности
Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены.
Тема может «жить» у детей от одной до двух недель, пока поддерживается детская активность, исследовательский интерес и любопытства по теме. Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
В группе создан «Цент исследований» с разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми, где дети знакомятся с различными материалами и их свойствами, экспериментируют и исследуют
Ребенок сам решает — чем он будет заниматься в течении дня, зарисовывает это при помощи символов и знаков, помещает в определенный центр активности.
С помощью вопросов педагога: какая работа и в какой последовательности должна быть выполнена, с чего надо начать, что думают делать затем, что нужно для предстоящей работы – дети лучше понимают порядок действий, приучаются в элементарной форме планировать свои действия и планомерно осуществлять задуманное, что улучшает качество их труда.
Я считаю, что игровые приемы развития самостоятельности отлично подходит для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок обратился с вопросом, проблемой и просит о помощи. Я стараюсь помочь, задаю наводящие вопросы, чтобы ребенок сам мог найти пути решения данной проблемы.
Данные приемы формируют у детей способность самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
В результате проведенной работы мной замечено, что дети стали более самостоятельными инициативными, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные информационные средства. Могут анализировать информацию, делать выводы.
Используя игровые приемы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, нужно быть доброжелательной, осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребенка.