Елена Зеленова
Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.
Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок легче осваивает новый материал играя, и советовал делать занятия более занимательными. Выявлено, что дидактические игры способствуют решению различных учебных задач:
*Усвоению новых знаний;
*Формированию навыков умственной деятельности;
Публикация «Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
*использованию полученных знаний в различных ситуациях;
*Развитию речевой активности детей.
Дидактическая игра может быть своеобразной формой организации обучения; методом формирования и закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.
Особое значение в ее структуре имеет игровое действие, цель которого – создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Если игровое действие отсутствует, игра по структуре и содержанию превращается в беседу или дидактическое упражнение.
Оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни. ИОС тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей:
-решаются основные воспитательно-образовательные задачи;
-повышается активность детей в процессе обучения;
-снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности;
-развивается эмоциональная отзывчивость.
Игровое обучение позволяет ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. Для обучения используются различные игровые элементы : сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия.
Выделяется три типа ИОС, использование которых открывает различные дидактические возможности:
ИОС с игрушками-аналогами.
Цель использования такого рода игрушек - сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка и является содержательным элементом обучения.
ИОС с литературными персонажами.
Героев полюбившихся сказок,рассказов, мультфильмов дети воспринимают очень эмоционально, и стараются им подражать.
Цель использования кукол сказочных персонажей – Активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели часто используются образы Незнайки, Буратино, Карлсона и других героев сказок.
Задача педагога – создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют.
ИОС-путешествия.
Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экскурсия в зоосад» и др.
Сюжет продумывается педагогом, который берет на себя роль экскурсовода, опытного путешественника и – это самое главное – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами.
Привлечение элементов ИОС в процессе экологического воспитания дошкольников.
Дети 4-5 лет.
Знания об окружающем мире необходимо формировать у детей на четвертом-пятом году жизни. Обучение следует проводить целенаправленно, постепенно знакомя ребят с новыми растениями и животными, указывая на более глубокие связи между ними в природе. Диагностика проводимая в начале каждого учебного года показывает, что у детей четырех лет представления об окружающем мире складываются стихийно, и они неточны. Большинство детей узнают на картинках лесных зверей: зайца, лису, медведя, с трудом – волка, ежа. Некоторых дети знают с первых дней жизни по картинкам, игрушкам, мультфильмам. Других животных и растения обозначают родовым понятием: птица, рыба, цветок, дерево. Но интерес к животным и растениям остается, его и нужно развивать. Это будет проще если материал дается в игровой форме – сюжетно-дидактической игре, цель которой заключена в ИОС (как способе получения знаний). Игры для детей этой возрастной категории формируют представления о наиболее распространенных обитателях леса, луга, об их приспособленности к среде обитания, внешнем строении особенностях поведения, а также о человеке, его жизненно важных потребностях и среде существования (дом, улица, город, детский сад).
Дети 5-6 лет.
Дети этого возраста продолжают знакомиться с жизнью леса и луга. Многие игры,рекомендуемые для малышей следует повторять, но дать дополнительную информацию. Следует познакомить детей с тем, как меняется жизнь леса и луга в разное время года, как животные заботятся о своих малышах. Познакомить ребят с первоцветами, отметить их лечебные свойства.
Для детей 5-6 лет необходимо усложнять ход игры: задавать «трудные» вопросы на установление причинно-следственных связей; предлагать объяснять последствия плохих и хороших поступков; добиваться,чтобы эмоционально-положительное отношение, которое дети охотно высказывают, находило бы отражение в их поступках. Предлагаются игры, формирующие представления о наиболее важных потребностях человека и условиях его жизни.
Дети 6-7 лет.
В играх формируется обобщенное представление о лесе и правилах поведения в нем. Дети учатся применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, высказывать свое мнение и аргументировать его, искать доказательства. Формируется первоначальные представления о малой родине. Последовательность обучения прослеживается четко: Дом и семья- Детский сад (второй дом)-Улица,на которой живет - Микрорайон (Транспорт, магазины, больница, школа, библиотека).
Практика показывает, что использование ИОС дает сделать следующие выводы:
-На занятиях с включением ИОС воспитательно-образовательные задачи решаются эффективнее.
-характер ИОС определяется логикой построения занятия.
-Небольшой объем новых знаний дает возможность постепенно и более надежно усвоить материал.
-Игры-диалоги героев с детьми включает большое количество вопросов. Этим достигается умственная и речевая активность детей.
-Для воспитателя важно умение общаться с куклой и исполнять одновременно две роли: вести диалог от имени персонажа и при этом проводить занятие с детьми. Важно легко входить в игру.
-Кукла –персонаж должна быть задействована в течение всей игры, к ней обращается и воспитатель и дети. Персонаж должен «приходить» и «уходить», должен присутствовать эффект новизны, ожидания, сюрприза.
Опыт подтверждает преимущества игрового обучения, дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. ИОС помогает детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания.
Используемая литература:
А. М. Федотова, Познаем окружающий мир играя., Издательство «ТЦ Сфера», 2014г.
С. Н. Николаева, Место игры в экологическом воспитании дошкольников., М. 1998г.
Павлова Л. Игра как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002 №10, стр. 40-49.