МААМ-картинки

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников

Елена Зеленова
Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.

Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок легче осваивает новый материал играя, и советовал делать занятия более занимательными. Выявлено, что дидактические игры способствуют решению различных учебных задач:

*Усвоению новых знаний;

*Формированию навыков умственной деятельности;

Публикация «Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

*использованию полученных знаний в различных ситуациях;

*Развитию речевой активности детей.

Дидактическая игра может быть своеобразной формой организации обучения; методом формирования и закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.

Особое значение в ее структуре имеет игровое действие, цель которого – создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Если игровое действие отсутствует, игра по структуре и содержанию превращается в беседу или дидактическое упражнение.

Оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни. ИОС тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей:

-решаются основные воспитательно-образовательные задачи;

-повышается активность детей в процессе обучения;

-снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности;

-развивается эмоциональная отзывчивость.

Игровое обучение позволяет ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. Для обучения используются различные игровые элементы : сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия.

Выделяется три типа ИОС, использование которых открывает различные дидактические возможности:

ИОС с игрушками-аналогами.

Цель использования такого рода игрушек - сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка и является содержательным элементом обучения.

ИОС с литературными персонажами.

Героев полюбившихся сказок,рассказов, мультфильмов дети воспринимают очень эмоционально, и стараются им подражать.

Цель использования кукол сказочных персонажей – Активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели часто используются образы Незнайки, Буратино, Карлсона и других героев сказок.

Задача педагога – создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют.

ИОС-путешествия.

Цель использования метода – получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экскурсия в зоосад» и др.

Сюжет продумывается педагогом, который берет на себя роль экскурсовода, опытного путешественника и – это самое главное – в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами.

Привлечение элементов ИОС в процессе экологического воспитания дошкольников.

Дети 4-5 лет.

Знания об окружающем мире необходимо формировать у детей на четвертом-пятом году жизни. Обучение следует проводить целенаправленно, постепенно знакомя ребят с новыми растениями и животными, указывая на более глубокие связи между ними в природе. Диагностика проводимая в начале каждого учебного года показывает, что у детей четырех лет представления об окружающем мире складываются стихийно, и они неточны. Большинство детей узнают на картинках лесных зверей: зайца, лису, медведя, с трудом – волка, ежа. Некоторых дети знают с первых дней жизни по картинкам, игрушкам, мультфильмам. Других животных и растения обозначают родовым понятием: птица, рыба, цветок, дерево. Но интерес к животным и растениям остается, его и нужно развивать. Это будет проще если материал дается в игровой форме – сюжетно-дидактической игре, цель которой заключена в ИОС (как способе получения знаний). Игры для детей этой возрастной категории формируют представления о наиболее распространенных обитателях леса, луга, об их приспособленности к среде обитания, внешнем строении особенностях поведения, а также о человеке, его жизненно важных потребностях и среде существования (дом, улица, город, детский сад).

Дети 5-6 лет.

Дети этого возраста продолжают знакомиться с жизнью леса и луга. Многие игры,рекомендуемые для малышей следует повторять, но дать дополнительную информацию. Следует познакомить детей с тем, как меняется жизнь леса и луга в разное время года, как животные заботятся о своих малышах. Познакомить ребят с первоцветами, отметить их лечебные свойства.

Для детей 5-6 лет необходимо усложнять ход игры: задавать «трудные» вопросы на установление причинно-следственных связей; предлагать объяснять последствия плохих и хороших поступков; добиваться,чтобы эмоционально-положительное отношение, которое дети охотно высказывают, находило бы отражение в их поступках. Предлагаются игры, формирующие представления о наиболее важных потребностях человека и условиях его жизни.

Дети 6-7 лет.

В играх формируется обобщенное представление о лесе и правилах поведения в нем. Дети учатся применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, высказывать свое мнение и аргументировать его, искать доказательства. Формируется первоначальные представления о малой родине. Последовательность обучения прослеживается четко: Дом и семья- Детский сад (второй дом)-Улица,на которой живет - Микрорайон (Транспорт, магазины, больница, школа, библиотека).

Практика показывает, что использование ИОС дает сделать следующие выводы:

-На занятиях с включением ИОС воспитательно-образовательные задачи решаются эффективнее.

-характер ИОС определяется логикой построения занятия.

-Небольшой объем новых знаний дает возможность постепенно и более надежно усвоить материал.

-Игры-диалоги героев с детьми включает большое количество вопросов. Этим достигается умственная и речевая активность детей.

-Для воспитателя важно умение общаться с куклой и исполнять одновременно две роли: вести диалог от имени персонажа и при этом проводить занятие с детьми. Важно легко входить в игру.

-Кукла –персонаж должна быть задействована в течение всей игры, к ней обращается и воспитатель и дети. Персонаж должен «приходить» и «уходить», должен присутствовать эффект новизны, ожидания, сюрприза.

Опыт подтверждает преимущества игрового обучения, дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. ИОС помогает детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания.

Используемая литература:

А. М. Федотова, Познаем окружающий мир играя., Издательство «ТЦ Сфера», 2014г.

С. Н. Николаева, Место игры в экологическом воспитании дошкольников., М. 1998г.

Павлова Л. Игра как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002 №10, стр. 40-49.

Публикации по теме:

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

Познание окружающего мира как средство экологического воспитания дошкольников Работа по самообразованию на тему:"Познание окружающего мира как средство экологического воспитания дошкольников".Где представлена работа.

Познавательный потенциал экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области».

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.

Мини-музей в системе воспитания дошкольниковМини-музей в системе воспитания дошкольников Создание мини – музея Беседуя с детьми о том, что такое музей, каким он бывает, я столкнулась с проблемой. Оказывается, очень мало детей.

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей Слайд 1 «Приохотить ученика к учению - гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его» К. Д. Ушинский. Многие психологи и педагоги.

Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей. Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние.

Сказки как средство экологического воспитания дошкольников В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 16 октября 2016 в 22:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зеленова (УИ 411855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД