Татьяна Князева
Мини-музей в системе воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Создание мини – музея
Беседуя с детьми о том, что такое музей, каким он бывает, я столкнулась с проблемой. Оказывается, очень мало детей владеет такими знаниями, а некоторые вообще не слышали о нем, не говоря о посещении. Я подняла эту тему с родителями. И, что я выяснила? Оказывается, многие родители считают, что детям дошкольного возраста еще рано посещать такие учреждения. Многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. А в-третьих им мешают дела и заботы. Общая картина такова: дети не знают, что в музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. Я стала разговаривать с родителями о значимости для детей создания мини – музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Дошкольники показывают экспонаты и рассказывают о них своим сверстникам с гордостью. Эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
Публикация «Мини-музей в системе воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Музей - это не просто выставка экспонатов, но и действующее звено непосредственно образовательной деятельности. То есть появилась возможность погрузить детей в новую информационную среду, которая предполагает рассматривание, изучение реальных предметов окружающего мира, заниматься исследованием предметов, раскрывая при этом творческие и интеллектуальные способности.
Поэтому, мы с коллегой пришли к выводу, а что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах нашей группы? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
Цели и задачи мини-музея
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представлений о музеях.
Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
7. Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Работа по организации мини-музея в группе - это очень интересно и увлекательно, нужно только определиться с темой. Темы мини – музеев определялись исходя из интересов воспитанников. Мы решили, что нам и детям будет очень интересна тема «Часы бывают разные», Люблю тебя – мой край родной», «Сказка на ладошке».
Для организации и создания мини-музеев в нашей группе работу я начала:
• с подбора и изучения литературы по данному вопросу (книги, статьи в журналах, интернете). А за основу взяла рекомендации Н. А. Рыжовой, изложенные в книге "Мини-музей в детском саду;
• далее провела беседу с родителями о важности наличия мини-музея в группе;
• готовила консультации для родителей на тему;
• предложила родителям участвовать в проекте по организации мини-музея;
• далее начался подбор экспонатов для мини-музея. Работа по сбору экспонатов началась задолго до создания музея. Экспонаты в музее появлялись постепенно, поэтому имели свою историю появления, кто подарил, откуда привез, назначение;
• сбор экспонатов для мини-музея силами заинтересованных родителей;
• размещение и оформление непосредственно самого мини-музея в группе;
• торжественное открытие мини-музея;
• систематическое обновление экспонатов мини - музея. Все экспонаты расположены с учетом интерьера помещения. Основная часть экспозиций представляет реальные предметы окружающего мира и работы детей.
Важное место в работе мини-музея отводила обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое место уделяла подготовке юных экскурсоводов, которые с моей помощью проводили экскурсии по мини-музею для родителей и детей других групп. Такая работа помогает решить следующие задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развития начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.
Таким образом, я пришла к выводу, что мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую родину.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.