Марина Мижераунис
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 «Приохотить ученика к учению -
гораздо более достойная задача учителя,
чем приневолить его»
К. Д. Ушинский.
Многие психологи и педагоги занимались проблемой изучения сказки.
Педагоги использовали и используют ее в своей деятельности.
Слайд 2
В настоящее время воспитатели, в том числе и я, взглянули на сказку немного иными глазами и используем ее достоинства более многогранно. Сказки, их содержание, позволяют вывести ребенка за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, богато и разнообразно. Поэтому для работы с детьми я использовала следующие виды сказок :
Публикация «Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
1. Познавательные сказки;
2. Авторские сказки;
3. Реалистические сказки.
Они в свою очередь подразделяются еще на некоторые подвиды.
Работая над проблемой «Воспитание сказкой», я ставила перед собой задачи по реализации содержания образовательных областей, которые решала поэтапно,
два из этапов уже отработаны.
I. Этап – «Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка»
II. Этап – «Развитие ЭМП способностей у детей дошкольного возраста через сказку».
Дошкольный возраст завершается к 6-7 годам. Этот период характерен тем, что дети завершают свой первый университет. Но в отличие от студентов настоящих университетов, малыш учится сразу на всех факультетах. Он постигает тайны живого мира и мира неживого, усваивает азы математики и грамоты, музыки и изобразительного искусства. Это в плане образования. А если говорить о воспитании – то все идет из детства. В связи с этим перед воспитателем стоят основные задачи :
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического и физического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Объединить задачи образования и задачи воспитания очень даже не просто и найти можно множество путей достижения цели.
Слайд 3
Я нашла способ, а помогла мне в этом сказка. Почему именно сказка? Потому, что сказку можно применить в любой из образовательной области. Да потому что искусство, литература, в том числе и сказка – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Сказки для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, такого таинственного, а иногда и страшного и неуправляемого «Тридесятого царства», «Неведомых дорожек». Что же такое сказка? Сказка – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге. Народные сказки знакомы всем, но в науке еще нет единого определения этого жанра. Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести и сатирические анекдоты. Любую сказку можно рассмотреть как – умную.
Мы пока еще не освоили этот мир сказки, порой он нас восхищает, порой пугает! Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, обман и дружба. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Слайд 4
Слушая сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для реализации. Правда, они как аккумулятор «заряжают» душу нравственной энергией. Главное – создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения сказки, художественной литературы, проявлялись в окружающей реальности. Наша цель – читая сказки, научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, способствовать развитию самосознания ребенка,
побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными.
Слайд 5
Отработав несколько лет над проблемой «Воспитание сказкой», я перешла к более узкой проблеме: Сказка как средство формирования экологического мышления у детей дошкольного возраста. Начиная со 2 младшей группы, я много проводила таких занятий, на которых ребята активно принимали участие, не потому что надо, а потому что интересно. Когда – то я прочла высказывание Сухомлинского : «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
И эти слова стали девизом моей работы.
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Слайд 6
Решая задачу «Сказка как средство формирования экологического мышления у дошкольников», я выделила такое направление, как экологическая сказка, проанализировав ее с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей, раскрывающую окружающий мир, дающую первоначальные представления о природе.
Слайд 7
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.
Слайд 8
Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Слайд 9
Авторских сказок с экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Слайд 10
Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.
Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.
Слайд11
В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок вместе с синичкой Зинькой узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке.
Слайд 12
И в результате, детская сказочка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и пытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, нести диалог, сочувствовать и сопереживать.
Слайд 13
Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы :Как возник мир ; Как произошли люди и животные; Какие явления бывают зимой; Что делают разные животные в зимнее время?
Слайд14
Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка (во всех образовательных областях). После чтения экологических сказок мы с ребятами и строим зоопарки, фермы, домики для животных. И считаем вылупившихся птенцов, и помогаем Водяному очистить воду в озере. А на прогулке ищем интересные объекты, о которых можно придумать интересный сказочный сюжет, применив полученные знания.
Слайд 15
На моих занятиях дети так увлекаются, что обучение плавно переходит в самостоятельную игровую деятельность, сотворчество родителей и детей – придумывание сказок о животных, птицах, природных явлениях. Совместно с родителями и детьми придумали свои первые экологические сказки и рассказы. Составляя экологические сказки вместе со своими детьми, родители по моим рекомендациям придерживаются основных принципов:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.)
- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Слайд16
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи :
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.
Слайд 17
Дети охотно рисуют иллюстрации к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители с удовольствием подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с воодушевлением рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями.
В группе ребята уже сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, о животных, птицах, насекомых. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.
Слайд18
Обыгрывая небольшие сказки или сюжеты, мои воспитанники в качестве гостей приглашают ребят из других групп. Ребята оттачивают свои актерские способности, стремятся проявить себя в образе какого-либо персонажа. Ребенку ближе образы экологических объектов, чем человеческие личности и кризис их отношений. Дети с удовольствием изображают цветы под солнцем, деревья на ветру, ведущих разговор птиц и т, д. Использование экологического сюжета сказок в театрализованной деятельности дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.
Проводимая мной работа доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Сдайд19-20
Совместная деятельность, как с детьми так и с родителями в этом направлении способствует тому, что дети моей группы, а так же и я принимаем участие в экологических конкурсах, соревнованиях, и показываем неплохие результаты.
Слайд21
Много было проведено совместных праздников, развлечений с родителями.
Слайд 22
Ребятам очень полюбились сказочные занятия, и я с уверенностью могу сказать, что основание в фундаменте знаний, было заложено в нашем «Доме Радости». Результаты диагностического обследования показывают положительную динамику.
Слайд23
Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души! Слайд 24