МААМ-картинки

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей

Марина Мижераунис
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 «Приохотить ученика к учению -

гораздо более достойная задача учителя,

чем приневолить его»

К. Д. Ушинский.

Многие психологи и педагоги занимались проблемой изучения сказки.

Педагоги использовали и используют ее в своей деятельности.

Слайд 2

В настоящее время воспитатели, в том числе и я, взглянули на сказку немного иными глазами и используем ее достоинства более многогранно. Сказки, их содержание, позволяют вывести ребенка за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, богато и разнообразно. Поэтому для работы с детьми я использовала следующие виды сказок :

Публикация «Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей» размещена в разделах

1. Познавательные сказки;

2. Авторские сказки;

3. Реалистические сказки.

Они в свою очередь подразделяются еще на некоторые подвиды.

Работая над проблемой «Воспитание сказкой», я ставила перед собой задачи по реализации содержания образовательных областей, которые решала поэтапно,

два из этапов уже отработаны.

I. Этап – «Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка»

II. Этап – «Развитие ЭМП способностей у детей дошкольного возраста через сказку».

Дошкольный возраст завершается к 6-7 годам. Этот период характерен тем, что дети завершают свой первый университет. Но в отличие от студентов настоящих университетов, малыш учится сразу на всех факультетах. Он постигает тайны живого мира и мира неживого, усваивает азы математики и грамоты, музыки и изобразительного искусства. Это в плане образования. А если говорить о воспитании – то все идет из детства. В связи с этим перед воспитателем стоят основные задачи :

- сохранить здоровье детей;

- создать условия для их своевременного и полноценного психического и физического развития;

- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Объединить задачи образования и задачи воспитания очень даже не просто и найти можно множество путей достижения цели.

Слайд 3

Я нашла способ, а помогла мне в этом сказка. Почему именно сказка? Потому, что сказку можно применить в любой из образовательной области. Да потому что искусство, литература, в том числе и сказка – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Сказки для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, такого таинственного, а иногда и страшного и неуправляемого «Тридесятого царства», «Неведомых дорожек». Что же такое сказка? Сказка – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге. Народные сказки знакомы всем, но в науке еще нет единого определения этого жанра. Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести и сатирические анекдоты. Любую сказку можно рассмотреть как – умную.

Мы пока еще не освоили этот мир сказки, порой он нас восхищает, порой пугает! Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, обман и дружба. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Слайд 4

Слушая сказки и другие художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для реализации. Правда, они как аккумулятор «заряжают» душу нравственной энергией. Главное – создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения сказки, художественной литературы, проявлялись в окружающей реальности. Наша цель – читая сказки, научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, способствовать развитию самосознания ребенка,

побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными.

Слайд 5

Отработав несколько лет над проблемой «Воспитание сказкой», я перешла к более узкой проблеме: Сказка как средство формирования экологического мышления у детей дошкольного возраста. Начиная со 2 младшей группы, я много проводила таких занятий, на которых ребята активно принимали участие, не потому что надо, а потому что интересно. Когда – то я прочла высказывание Сухомлинского : «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

И эти слова стали девизом моей работы.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 6

Решая задачу «Сказка как средство формирования экологического мышления у дошкольников», я выделила такое направление, как экологическая сказка, проанализировав ее с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей, раскрывающую окружающий мир, дающую первоначальные представления о природе.

Слайд 7

Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Слайд 8

Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Слайд 9

Авторских сказок с экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Слайд 10

Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

Слайд11

В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок вместе с синичкой Зинькой узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке.

Слайд 12

И в результате, детская сказочка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и пытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, нести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Слайд 13

Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы :Как возник мир ; Как произошли люди и животные; Какие явления бывают зимой; Что делают разные животные в зимнее время?

Слайд14

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка (во всех образовательных областях). После чтения экологических сказок мы с ребятами и строим зоопарки, фермы, домики для животных. И считаем вылупившихся птенцов, и помогаем Водяному очистить воду в озере. А на прогулке ищем интересные объекты, о которых можно придумать интересный сказочный сюжет, применив полученные знания.

Слайд 15

На моих занятиях дети так увлекаются, что обучение плавно переходит в самостоятельную игровую деятельность, сотворчество родителей и детей – придумывание сказок о животных, птицах, природных явлениях. Совместно с родителями и детьми придумали свои первые экологические сказки и рассказы. Составляя экологические сказки вместе со своими детьми, родители по моим рекомендациям придерживаются основных принципов:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.)

- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Слайд16

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи :

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

Слайд 17

Дети охотно рисуют иллюстрации к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители с удовольствием подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с воодушевлением рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями.

В группе ребята уже сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, о животных, птицах, насекомых. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.

Слайд18

Обыгрывая небольшие сказки или сюжеты, мои воспитанники в качестве гостей приглашают ребят из других групп. Ребята оттачивают свои актерские способности, стремятся проявить себя в образе какого-либо персонажа. Ребенку ближе образы экологических объектов, чем человеческие личности и кризис их отношений. Дети с удовольствием изображают цветы под солнцем, деревья на ветру, ведущих разговор птиц и т, д. Использование экологического сюжета сказок в театрализованной деятельности дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

Проводимая мной работа доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Сдайд19-20

Совместная деятельность, как с детьми так и с родителями в этом направлении способствует тому, что дети моей группы, а так же и я принимаем участие в экологических конкурсах, соревнованиях, и показываем неплохие результаты.

Слайд21

Много было проведено совместных праздников, развлечений с родителями.

Слайд 22

Ребятам очень полюбились сказочные занятия, и я с уверенностью могу сказать, что основание в фундаменте знаний, было заложено в нашем «Доме Радости». Результаты диагностического обследования показывают положительную динамику.

Слайд23

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! Слайд 24

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Деловая игра для педагогов «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ игры: «ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ» Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в.

Фестиваль методических идей (фотоотчет)Фестиваль методических идей (фотоотчет) В нашем городе часто проходят такие мероприятия. В одном из них я приняла участие. В презентации я рассказала коллегам о своём увлечении.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является.

Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ)Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ) Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным.

Мастер-класс «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Игры и эксперименты,.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказки как средство экологического воспитания дошкольников В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 20:44
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мижераунис (УИ 319902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД