Папки-передвижки

Игровые методы развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Таболина Надежда Павловна
Игровые методы развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пение — как пишут в энциклопедии, это вокальное искусство.

С точки зрения своего происхождения, феномен пения возник очень- очень давно.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса.

Русская песня- уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу, а Россия всегда славилась своими народными песнями. Раньше, не так давно, еще в 19 веке, песня звучала на протяжении всей жизни человека, с рождения- это колыбельные, пестушки, потешки, которые ребенок впитывал в себя с молоком матери, и далее, все радостные или грустные события жизни сопровождались песнями. К сожалению современный образ жизни изменил наш жизненный уклад, все реже звучит «живое пение», прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. Поэтому необходимо приобщать детей к вокальному творчеству, прививать любовь к пению. «Запоют дети – запоет народ», — писал К. Д. Ушинский.

Публикация «Игровые методы развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Пение является одним из главных и любимых видом в детском исполнительстве. Благодаря пению развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваются музыкальные способности, такие как звуковысотный, динамический и тембровый слух, развивается музыкальная память и мышление. Вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение также упражняет и развивает слух ребенка, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой. Кроме того, пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Работая с детьми дошкольного возраста над вокально- хоровыми навыками, необходимо беречь голос ребенка, учитывая, что его голосовой аппарат формируется в соответствии с развитием всего организма и на начальной стадии работы над ним является нежным и хрупким.

Многолетний опыт работы с детьми показывает, что самые хорошие результаты работы дети получают тогда, когда они играют. Только игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Благодаря игре, дети даже не задумываются над тем, смогут ли они справиться с поставленной перед ними задачей или нет, они просто играют, и у них, рано или поздно, все получается. Обучение детей через игру не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития : интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевого и певческого.

Первый, речевой этап, незаметно подготавливает детский голосовой аппарат к пению, ведет к освоению элементарных навыков управления голосовым аппаратом.

В основе упражнений, на данном этапе, используется методика работы с голосовым аппаратом В. В. Емельянова, опубликованная в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», различные вокальные упражнения авторов М. Ю. Картушиной, Е. Тиличеевой и др. Основными видами деятельности на этом этапе являются:

1. Артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Можно использовать, например, такие упражнения как:

«Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.

«Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.

«Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.

«Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку. и другие упражнения.

2. Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание.

Например, упражнение «Мыльные пузыри» : Дети с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувают «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопнули не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Все дети следят за улетающими мыльными пузырями и одновременно хором, а в конце по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри» :

Осторожно – пузыри!

— Ой, какие!

— Ой, смотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Мой – со сливу!

— Мой – с орех!

— Мой – не лопнул дольше всех!

3. «Волшебные слоги и слова».

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога: ма, мо, му. мы, ми; на, но, ну, ны, ни; та, то, ту, ты; да, до, ду, ды; ба, бо, бу, би.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова по слогам: ма-ма, Ми-ла, мы-ла, но-ты, ко-ни, де-ти, ды-ня, му-ха, ва-та, но-ги, ду-хи, лу-на.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев по слогам трё хсложного слова: ма-ли-на, ка-ли-на, ма-ши-на, ку-би-ки, за-пе-ли, мо-не-та, па-на-ма, у-тя-та, ко-тя-та, ка-би-на, га-зе-та, ми-мо-за, и другие упражнения.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма.

4. Ритмодекламация –четкое проговаривание текста в определенном ритме.

Проговаривание или пение чистоговорок, скороговорок, так же способствуют решению данной задачи.

Задания для произношения текста могут быть различные, например:

произнесение фраз шёпотом и громко;

волнообразно, в очень быстром или очень медленном темпе

беззвучная, но активная артикуляция при беззвучном пении с опорой на внешнее звучание;

Второй этап обучения детей пению- певческий.

Детям очень нравиться петь, и наша задача сформировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению. Важное, а точнее главное место на этом этапе, занимает распевание. Необходимо понимать, что именно распевание, систематическое и планомерное, необходимо для того, чтобы дети могли ясно понимать высоту звуков (высокие, средние, низкие) и точного воспроизведения их голосом.

Чтобы детям было интересно распеваться, я в своей практике использую методическое и практическое пособие А. Евтодиевой «Учимся петь играя». Каждая распевка включает в себя два образа (например, медведь и колобок, или Карабас Барабас и куклы, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Благодаря наглядности, иллюстрациям к распевкам, дети могут озвучивать знакомых героев, петь по ролям, четко сопоставлять и воспроизводить голоса этих героев, а главное, и самое любимое для детей, играть в них.

Благодаря наглядности и игровой ситуации распевок, у детей развивается образное воображение, они более осмысленно выбирают голос, которым необходимо озвучить того или иного героя, т. е. стараются чисто интонировать, развивается дикция, дыхание, кроме того, дети развивают в себе самоконтроль, умение слышать себя и своих сверстников во время пения, благодаря разыгрыванию распевок, у ребят развиваются театральные, творческие способности.

Разучивание песни - это процесс не одного занятия, поэтому, чтобы интерес детей к песне не пропал, я применяю такие игровые приемы как :

слушание мелодии песни с похлопыванием метроритма песни, отдельного ритмического рисунка;

показ иллюстрации, передающую содержание песни;

пение, при котором, начало фразы поет музыкальный руководитель, конец фразы дети, и наоборот;

хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)

слушание песни с предложением детям хлопнуть, например, в конце музыкальной фразы, или на каком-то определенном слове, на самом высоком (низком, долгом) звуке;

передать содержание песни в образных движениях;

запев исполняет солист, или музыкальный руководитель, припев все дети и наоборот;

пение, передающее различное настроение, по желанию детей;

пение в различных темпах;

пение в различных жанрах;

пение детей, по жесту музыкального руководителя, вслух и про себя;

пение по рядам, по группам, по цепочке;

пение, с изменением местоположения детей, после каждого куплета;

Благодаря игровой методике обучения пению, дети на протяжении всего занятия ощущают радость и эмоциональный подъем, разучивание песен проходит легко и незаметно, дети с удовольствием идут на занятия, и с большим нетерпением ждут следующих. Незаметно для себя, они все больше узнают и начинают слышать и понимать музыку, выразительно, эмоционально петь. Легко, без тревожности и неуверенности в себе, осваивают различные вокальные навыки, что ведет к чистому, слаженному пению как соло, так и в ансамбле, а это ведет к повышению самооценки, что немаловажно для творческого развития ребенка.

Игровые методы развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Фото №1 Пение как пишут в энциклопедии это Фото №2 Обучение детей пению вокальное искусство
Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика»Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика» Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика" Направленность : для детей 5-6 лет;.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Дидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возраста Цель. Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений. Формировать.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2021 в 22:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые методы развития вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Таболина Надежда Павловна (УИ 827981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД