Приложение МААМ

Игровые методы как средство активизации познавательной активности воспитанников из опыта работы

Елена Романив
Игровые методы как средство активизации познавательной активности воспитанников из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Игровые методы как средство активизации познавательной активности воспитанников (из опыта работы)

Использование игровых элементов на занятиях

по декоративно-прикладному творчеству.

Для детей от 7 до 15 лет

Составила: Е. Н. Романив,

инструктор по труду МКУ «СРЦН»

Урск 2020г

Игра - это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

Публикация «Игровые методы как средство активизации познавательной активности воспитанников из опыта работы» размещена в разделах

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Детский возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Уникальность его состоит в том, что дети в этом возрасте обладают повышенной познавательной активностью и любознательностью, открытостью ко всему новому, эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, развитием искусства и жизни.

Игра – это естественная и благоприятная среда для детей в любом возрасте. Игра в переводе с древнерусского выделяет смысл каждой буквы:

«И» – соединение.

«Г» – движение.

«Ра» – солнечный свет.

Таким образом, «игра» – соединение желания и действия в стремлении к лучшему и светлому.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными занятия по изучению декоративно-прикладного искусства. Исследования учёных показывают, что игровая деятельность в детстве положительно влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребёнка. Но особое значение имеют занятия ручным трудом, где дети развивают воображение, которое имеет эстетическое происхождение, т. е. формируется на основе присущей каждому человеку потребности в красоте и наиболее активно развивается именно в тех видах деятельности, которые не сковывают ребёнка нормативными рамками.

Также они занимают важное место в воспитательном процессе, но и также способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает детям, выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность воспитанников, развивает внимание и познавательный интерес; игра – это один из приёмов преодоления пассивности воспитанников. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она является мотивирующим способом раскрытия скрытых возможностей воспитанника.

В процессе игры у ребенка происходит мотивация познавательной деятельности, а это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Особое место на занятиях принадлежит игровой мотивации, которая не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем делать.», но и побуждает к практическому действию воспитанника. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять. От привычных занятий она отличается тем, что ребёнок, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость в расширении знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. Привлекают их также игры командного характера, т. е в которых содержится элемент соревнования, соперничества. На каждом конкретном занятии связь с игрой выражена по-разному, на закрепление пройденного материала или на изучение новой темы. Детей интересуют игры более сложные, требующие интеллектуальной активности на занятиях.

Однако игра не утрачивает для них своей привлекательности, она лишь изменяет ее содержание, характер. У каждого вида игры есть своя полезность и значимость.

Актуальность программы.

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, своё место в ней, выражает себя и чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от воспитанников творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях. Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется дружеская и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи и к друзьям.

Цель программы – создание условий для творческой реализации личности ребенка через игру, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.

Организация труда детей, овладение ими различными техниками и приемами работы в рамках предметно – практической деятельности.

Основные задачи программы:

развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей;

развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;

совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер и способствовать концентрации внимания, стимулировать развитие памяти;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

формировать умение создавать коллективные работы;

расширять представления о декоративном искусстве, познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей.

2. Художественно – эстетическое развитие.

3. Познавательное развитие воспитанников.

Отличительной особенностью программы является то, что во время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, игрушка для игры и т. д.

Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Планируя занятия, выбираете для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность кабинета, возрастные особенности детей.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей такие занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1. Изложение нового материала.

Программа включает в себя широкое использование иллюстрированного материала, работу по различным видам техник (бумагапластика, изонить, квиллинг, торцевание, работа с крупой, нитью и т. д.); использование методических пособий, дидактических игр и художественных картин.

В процессе занятия дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, ватман, картон, фантики, фольга,, текстиль (ткани, нитки, джутовая нить, дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох, засушенные листья и цветы, краски (гуашь, акварель, кисти разной формы и толщины, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, пластилин.

2. Практическая работа детей.

В процессе выполнения коллективных занятий осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей.

Такие занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов воспитанников. Во время игры воспитанник — полноправный участник познавательной деятельности, перед которым стоят определенные цели и задачи, он отдает игре максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Уметь радоваться своим успехам и своих товарищей, как в игре, так и в создании коллективной работы.

Мотивы общения:

Воспитанники, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение своих товарищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы.

В игре каждый ребенок может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы :

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры, стимулирует

воспитанников к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные дети изначально равны, они все игроки. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным - стать организованными детьми, новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, - проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти в командах над другими детьми.

Теперь более подробно рассмотрим представленные виды дидактических игр :

1. Игры-упражнения.

Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению нового материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений:

кроссворды, ребусы, викторины. Такие игры помогают детям закрепить изученный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме

программы.

2. Игры-путешествия.

Эти игры способствуют осмыслению и закреплению нового материала. (заочное путешествие по историям возникновения декоративных техник, знакомство с новыми материалами и т. п.).

3. Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например, на занятии можно провести игру-соревнование, разделившись на 2 команды, на знание пословиц о труде и лени, ролевые игры.

Поэтому, разрабатывая игры, необходимо постараться привлечь

воспитанников в процесс подготовительной игры, это их вдохновляет, способствуют проявлению новых выдумок детей.

Таким образом, деятельность современных детских учреждений направлена на приобщение воспитанников к социальным, культурным, ценностям и традициям, развитие самостоятельности, творческих и умственных способностей, умение учиться. Использование же дидактических игр на занятиях помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает

процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

Главное - уважение к личности воспитанника, не убить интерес к работе, к выполнению задания, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Ожидаемые результаты.

сформируется стремление к совместной деятельности.

сформируются навыки коммуникативного, делового общения.

разовьется поисковая деятельность;

дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

научатся некоторым приемам преобразования материалов;

научатся видеть необычное в обычном предмете;

освоят умение анализировать, высказывать свою точку зрения;

сформируется положительное отношение к ручному труду;

разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие воспитанников в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ходе игры воспитанники учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля и характер.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые методы как средство активизации познавательной активности воспитанников из опыта работы
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 05:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые методы как средство активизации познавательной активности воспитанников из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романив в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД