Никифорова Наталия
Игровые маркеры как условие развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые маркеры как условие развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать, цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Публикация «Игровые маркеры как условие развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Актуальность данной темы состоит в том, что одним из требований к условиям реализации (ФГОС ДО) основной образовательной программы дошкольного образования является создание развивающей предметно–пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Все эти задачи и решают игровые маркеры.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Е. В. Зворыгина, И. О. Ивакина, С. Л. Новоселова рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого с детьми. При этом ознакомление с окружающим осуществляется при активном участии детей в труде взрослых (дети помогают воспитателю наливать воду для птички и насыпают зерна или – врачу раздавать витамины); таким образом, у них формируются игровые способы действия.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
Макеты – модели – представляющие собой уменьшенные целостные объекты;
Макеты – карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих его объектов.
Макет – модель представляет собой плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями в соответствии с сюжетом (здания, светофоры, а дополнениями служат персонажи и событийные предметы, «жизненно важные» атрибуты, которые дети расставляют по своему желанию.
Например: макет – модель «Русская изба» - изба деревянная, из бревнышек, крыша - пластик.
Сюжетообразующие предметы:
- маркеры пространства (2 комнаты, печь, стол, кровать, сундук);
- предметы – фигурки (кукла – мама, кукла – папа, кукла – дочь);
- предметы, обозначающие события (фото в рамках, одежда в сундуке, посуда).
Макет – карта – представляет большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов с несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» – представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это наши традиционные уголки.
Маркеры дают возможность рационально использовать пространство групповой комнаты, сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер группы. Маркеры легко трансформируются, дети легко могут их перестроить (вариативны) в зависимости от сюжета в игре.
Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
1. Легко трансформируются;
2. Многофункциональны;
3. Вариативны;
4. Развивают детскую фантазию и воображение;
5. Активизируют двигательную активность;
6. Рассчитаны на все возрастные категории от 3 до 7 лет;
7. Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
8. Имеют эстетичный вид;
9. Занимают мало места при хранении;
10. Выполнены из относительно недорогих и доступных материалов.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка. Внесение маркеров игрового пространства в развивающую среду группы позволяет сделать среду гибкой, динамичной, удовлетворяя интересы ребенка здесь и сейчас. Дети становятся самостоятельными в преобразовании среды, активно используют маркеры для реализации собственных замыслов.