Ирина Федотова
Общеразвивающие упражнения с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выраженное ухудшение здоровья детей требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. В связи с этим перед системой физического воспитания ставится задача обоснования содержания средств и методов, способствующих эффективному формированию готовности к здоровьесберегающей физкультурной деятельности и повышения двигательной активности как ведущий факторов физического воспитания оздоровительной направленности.
Публикация «Общеразвивающие упражнения с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время отмечается повышение интереса к использованию нестандартного оборудования для общеразвивающих упражнений, которые способствуют оздоровительному потенциалу и определили выбор темы.
Цель: активизация двигательной и умственной деятельности дошкольников в процессе выполнения упражнений с нестандартным оборудованием.
Задачи:
Изготовить нестандартное оборудование из конского волоса для общеразвивающих упражнений;
Разработать комплексы общеразвивающих упражнений с использованием нестандартного оборудования;
Внедрить комплексы общеразвивающих упражнений для оздоровления и укрепления организма.
Новизной является разработанный комплекс общеразвивающих упражнений с нестандартным оборудованием из конского волоса с учетом национально- регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.
Общеразвивающие упражнения используются в ДОУ не только на физкультурных занятиях как компонент основной части, но и при проведении утренней гимнастики, индивидуальной работы, задания на дом, физкультминуток, закаливания после дневного сна, досугов и праздников.
Важно отметить, что, проведение комплексов ОРУ с нестандартным оборудованием способствует активизации двигательной деятельности дошкольников, поскольку они проявляют повышенный интерес к различным новшествам; способствует развитию глазомера, органов дыхания, профилактики плоскостопия, укреплению силы рук, ног, туловища; развивает синхронность движений и др.
Все упражнения с пособиями в той или иной степени задействуют мелкие мышцы пальцев рук. А это, в свою очередь способствует тому, что активируется деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, а также на интеллектуальное развитие в целом. Развитие координации движений пальцев очень важно дошкольникам для учебной деятельности, как детском саду, так и в школе. Поэтому развитие двигательных качества и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее.
Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач, оздоравливаем детей, укрепляем организм, формируем осмысленную моторику, а главное – все это доставляет им огромное удовольствие.
В практической части мы использовали нестандартное оборудование из конского волоса, как веревочки здоровья, чудо - клубочки.
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям изделия из конского волоса подлежат санитарной обработке: встряхивание на свежем воздухе, мытье моющими средствами. Изделия прочны, экологически безопасны.
Нами было разработано 2 комплекса ОРУ с использованием нестандартного оборудования.
Каждый комплекс состоит из 8 - 9 упражнений.
Эти упражнения для :
рук и плечевого пояса влияют на подвижность грудной клетки, суставов верхних конечностей, укрепление связочного аппарата. Стимулируют обменные процессы, содействуют развитию силы. Упражнения для кистей рук (сжимание, разжимание кулаков, вращение кистей) укрепляют мелкие мышцы рук, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.
Как правило, нагрузка в упражнениях для туловища и шеи высокая. Работу выполняют все части тела, все крупные группа мышц. А это приводит к значительному повышению обменных процессов, развитию силы мышц. Вместе с тем упражнения для туловища и шеи оказывают влияние на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, так как способствуют развитию связок и определяют анатомическую подвижность суставов. Эти упражнения могут быть использованы также и для формирования правильной осанки.
Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость, содействуют профилактике плоскостопия. Особенно полезны различные подскоки, любые движения ног с оттянутыми носками. Поднимания, махи ногами, подскоки, приседания оказывают большое влияние на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и таким образом на развитие силы и гибкости ног.
Таким образом, использование нестандартного оборудования из конского волоса способствует воздействию на биологически активные точки, что благотворно влияет на общее самочувствие ребенка: повышается работоспособность, нормализуется сон, улучшается самочувствие, снимается нервно- мышечное напряжение. При этом мы добились поставленную перед нами цель: активизация двигательной и умственной деятельности дошкольников в процессе выполнения упражнений с нестандартным оборудованием
Комплекс ОРУ с чудо – клубком.
Оборудование : клубок весом 10 гр.
№ Содержание Дозир-ка Метод. указания
1 «Покажи клубок»
И. п. : стоя, ноги врозь, клубок в опущенных вниз руках.
1- поднять клубок в полусогнутых руках вверх;
2- опустить клубок за голову, согнув руки в локтях и отведя их назад;
3- клубок вверх;
4- и. п.
6-7 раз
Голову держать прямо, не наклоняя ее вперед.
2 «Массаж рук»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, клубок в правой руке перед собой.
1-2 – прокатывание клубка по руке до плеч;
3-4 – и. п.
По 4 раза в каждую сторону.
Клубок не ронять, выполнять в медленном темпе.
3 «Лепим колобок»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, клубок в полусогнутых руках перед собой.
1-8 – круговые движения между ладонями вперед-назад.
По 4 раза.
Клубок не ронять.
4 «Переложи»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, клубок в правой руке перед собой.
1- сжать клубок;
2- переложить клубок в левую руку.
3- переложить клубок в правую руку.
4- сжать.
6-8 раз.
При каждом счете делать пружинку.
5 «Подбрось клубок»
И. п. : стоя, ноги врозь, клубок в руках.
1- поворот туловища вправо;
2-3 – подбросить клубок вверх, поймать его двумя руками;
4- сжать.
6-8 раз
Клубок не ронять.
6 «Наклон вперед»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, клубок в правой руке.
1-3 – наклон к правой ноге, прокатить клубок от правой ноги к левой ноге, поймав его левой рукой.
4- и. п.
То же в правую сторону.
4 раза в каждую сторону.
Ноги в коленях не сгибать.
7 «Наклон»
И. п. : стоя, ноги плеч на ширине плеч, клубок в правой руке.
1- наклон влево, прокатить клубок вдоль туловища.
3-4 – и. п. и переложить клубок в левую руку. То же в правую сторону.
4 раза в каждую сторону.
Клубок из рук не выпускать.
8 «Подними одну ногу»
И. п. : сидя на полу, клубок в правой руке.
1- руки в стороны;
2- приподнять прямые ноги, выполнить небольшой наклон назад, передать клубок под ногами в левую руку;
3- опустить ноги на пол, руки в стороны;
4- приподнять ноги, передать клубок в правую руку.
6-7 раз.
Ноги в коленях не сгибать.
9 «Попрыгаем»
И. п. : о. с., клубок в правой руке.
1-8 – зажав клубок под коленом правой ноги, выполнять подскоки на левой ноге;
9-16 – взяв клубок в левую руку, выполнять ходьбу на месте.
То же, зажав клубок.
По 4 раза на каждой ноге.
Положение рук произвольное.
Комплекс ОРУ с веревочкой здоровья.
Оборудование : веревочка длиной 70-80 см.
№ Содержание Дозир-ка Метод. указания
1 «Веревочка к плечам»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, веревочка в прямых руках внизу.
1- руки вверх, посмотреть на веревочку;
2- опустить веревочку за голову на плечи;
3- руки вверх, посмотреть на веревочку;
4- и. п.
6-8 раз
Выполнять в среднем темпе.
2 «Веревочку назад»
И. п. : стоя, ноги на ширине ступни, веревочка сзади в опущенных руках.
1-3 – резким движением отвести руки назад до отказа.
4- и. п.
6-7 раз
Голову не опускать.
3 «Наклон вперед»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки с веревочкой вверху.
1-2 – наклон вперед;
3-4 – и. п.
6-7 раз
Ноги в коленях не сгибать.
4 «Согни локти»
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки с веревочкой сзади внизу.
1-2 – согнуть руки в локтях, приподнять веревочку;
3-4 – и. п.
6-7 раз
Спину держать прямо.
5 «Дотянись до веревочки»
И. п. : руки с веревочкой внизу.
1- руки с веревочкой вперед;
2-3 – поднять правую ногу и дотянуться ногой до веревочки;
4- и. п.
То же другой ногой.
6-7 раз
Самоконтроль за равновесием.
Вытянуть носок.
6 «Присядем»
И. п. : веревочку держать вертикально в воздухе, хват за верх правой рукой.
1-3 – скользя руками вниз по веревочке, присесть как можно ниже;
4- и. п.
То же левой рукой.
6-7 раз.
Руки держать прямо.
7 «Проведи по веревочке»
И. п. : сидя, ноги вместе, руки с веревочкой на бедрах.
1-3 – провести веревочкой по ноге вперед.
2-4 – и. п.
6-7 раз.
Колени не сгибать
8 «Прыжки»
И. п. : стоя, руки опущены, ноги врозь, веревочка между ногами.
Прыжки с продвижением вперед и назад до конца веревочки, ноги скрестно – ноги врозь.
5-6 раз
Мягко приземляться.