Дарья Алымова
Игровой практикум «Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой практикум
«Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в использовании игр – головоломок для развития интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи:
Публикация «Игровой практикум „Мир головоломок“ для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
-Создать благоприятные условия для вовлечения родителей в педагогическую деятельность, развития умения и желания взаимодействовать друг с другом для решения поставленных задач.
-Обеспечить возможность ознакомления родителей с авторскими играми – головоломками В. И. Красноухова.
-Мотивировать родителей на применение игр – головоломок в условиях семьи.
Ход:
Заботливые родители для развития ребёнка приобретают самые разнообразные игры и игрушки. Но одно из самых эффективных средств для формирования и развития интеллектуальных способностей ребёнка – головоломки в семьях дошкольников, к сожалению, встречаются не так часто.
Головоломки – это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься «зарядкой для ума» вместе с ребёнком.
Головоломки способствуют поддержанию у ребёнка интереса и веры в свои силы.
В марте 2022 года нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня по направлению «Мир головоломок – смарт –тренинг для дошкольников».
Проект реализуют:
НИИ «Дошкольного образования «Воспитатели России»
АНО ДПО «Институт образовательных технологий»
ООО «Инженерная сила»
Для реализации данного направления нами были приобретены игровые наборы и методические пособия. Образовательный модуль реализуем через групповой кружок, занятия проводим в малых группах по 6 детей 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20-25 минут.
Педагоги «Калинки» прошли обучение по дополнительной профессиональной программе «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии смарт –тренинга».
Технология смарт –тренинга
развивает :
• познавательную мотивацию
• целостное зрительное восприятие
• воображение
• логическое и наглядно –образное типы мышления
• познавательный интерес
формирует:
• познавательные действия
• первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
• интерес к интеллектуальным играм.
Сегодня мы хотим познакомить вас с технологией смарт –тренинга для дошкольников с использованием игр-головоломок.
Что такое смарт-тренинг в дошкольной образовательной
организации?
Начнем с определения слова «смарт» (от англ. smart)
основное значение которого определяется как, толковый,
сообразительный, умный, находчивый.
S.M.A.R.T.
• Specific– конкретный
• Measurable – измеримый
• Attainable – достижимый
• Relevant – значимый
• Time-bound – ограниченный во времени
Слово «тре нинг (англ. training от train–обучать, воспитывать)
Обозначает метод активного обучения, направленный на развитие ЗУН (знаний, умений и навыков).
Согласно Приказу Минкультуры РФ от 06.05.2008 N71«. под
тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические
блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений.
Таким образом, под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной
цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
Ирина Ивановна Казунина (фото)
Научный руководитель инновационной площадки
«Образовательный модуль «МИР ГОЛОВОЛОМОК».
Смарт-тренинг для дошкольников».
Владимир Иванович Красноухов
кандидат технических наук, имеет более 40 патентов на изобретения, его головоломки вошли в ТОП-10 лучших головоломок мира.
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-
тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Дети могут:
1. знать разные виды головоломок : геометрические
головоломки на плоскости, объемные, лабиринты,
словесные;
2. овладеть способами и правилами решения головоломок;
3. использовать алгоритм при решении головоломок;
4. понимать заданную инструкцию и применять ее в решении
головоломок;
5. владеть элементами логического, наглядно-образного
мышления, целостного восприятия, произвольного внимания
и воображением;
6. ориентироваться в пространстве, анализировать,
синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
7. проявлять познавательный интерес, инициативность,
самостоятельность, целеустремленность.
Мы предлагаем Вам, уважаемые родители, познакомиться с
занимательным миром головоломок.
Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время, успевайте подумать:
• В названии какой конфеты чувствуется холод? (леденец).
• В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (стонет).
• У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола?
• Он до Киева доведёт (язык)
• Цветок-гадалка (ромашка)
• Самая яркая звезда, видимая над Россией (солнце)
• У человека — одна, у коровы — две, у ястреба – ни одной (буква О)
• Где сухого камня не найдёшь? (в воде)
• Время года, когда сани готовить уже поздно (зима)
Практическая часть (игротека – головоломки В. И Красноухова)
Первый уровень сложности
Инструкция: посмотри внимательно на картинку, здесь 4
пары пуговиц. Как ты думаешь, какая пара пуговиц не подходит
к остальным трем, какая лишняя и почему? Подбери вместо нее
нужный набор пуговиц.
«Слагалица»
«Складушки»
«Репка»
«Осенний кубик»
«Гала –куб»
Любая игра головоломка имеет три уровня сложности, отмечены на карточках звездочками.
Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 плоских геометрических фигур. Сущность игры для дошкольников – воссоздать на плоскости силуэты предметов и объектов «по образцу», «по памяти», «по схеме», «по сплошной заливке» или создать новый образ. («Краб», контурная и сплошная)
Игра – головоломка «Складушки» представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.
Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы совпали по цвету. («Светофор»)
«Репка» представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку. Существуют разноуровневые задания к каждой головоломке : контурная, найди часть, сплошная. («Чайник»)
«Осенний кубик» включает в себя набор из 6 деревянных игровых элементов. Для решения ставится конкретная цель – из ряда отдельных деталей определённой конфигурации собрать объёмную конструкцию, соединив все детали в прочный, не распадающийся узел. Для поддержания интереса к решению игры-головоломки хорошо использовать прием тематического обыгрывания: дети могут собирать образы животных, предметы мебели, строения и т. д. ( для родителей: «Печка», «Собака», «Щенок»; для детей : «Рыбка»)
«Гала-куб» относится к объёмным играм-головоломкам,
изготовленным из дерева. Головоломка имеет 8 деталей
разнообразной формы. («Этапы сборки»)
Скажите, что помогло вам, справиться с заданиями? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).
Вывод: Представленная технология ориентирует нас - взрослых на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, становление интеллектуальных функций и мыслительных операций у дошкольников, умение добиваться поставленной цели и таким образом подготовку детей к успешному обучению в школе.
Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», – В. А. Сухомлинский.