Ольга Абдуллаева
Комплекс развития мелкой моторики рук по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики по
теме «Зима».
1этап: развитие движений кистей рук
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
«СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони
очень гладкий вместе, гладят одной ладонью другую.)
Публикация «Комплекс развития мелкой моторики рук по теме „Зима“» размещена в разделах
И совсем -совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз - подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок.)
Два поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И. сломаем. (Топают.)
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
«ЗИМА»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальцы, начиная с большего.)
Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг. Сжимают ладони
вместе.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)
Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывают и ловят «снежок».)
Три – уроним (Роняют воображаемый снежок.)
И.. . сломаем. (Топают.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и
средним пальцами.)
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, «Насыпают крошки» - имитируют
движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладони.)
Съели суп и спать легли. (Двигают воображаемой ложкой
затем укладывают руки под щеку.)
Игра «Ветерок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей.)
Ход игры:
Педагог раздаёт детям резиновые груши, демонстрирует как можно сжать её в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветерок вместе».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, педагог поднесит грушу к рукам и щёчкам малышей. Затем раздаёт им резиновые груши и предлагает «сделать ветерок».
Можно предложить детям сдуть со стола ватку, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха (падает снежок).
2 этап: развитие различных типов захватывания
Игровое упражнение «Бумажные снежки»
Цель: развивать силу рук, хватательные движения.
Оборудование: листы белой бумаги.
Педагог предлагает детям листы бумаги смять в комки. Дети 1 младшей группы «комкают» двумя руками, дети 2 младшей и средней групп выполняют задание «комкая» только одной рукой. Начинают с уголка листа, чтобы весь лист поместился в кулачке (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу).
Затем предлагается детям поиграть в «снежки».
3 этап: развитие соотносящих действий
Упражнение с крышками «Конькобежец»
Цель: развивать подражательные и соотносящие движения рук.
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, фольга.
Пусть малыши попробуют себя в роли конькобежца или поиграют в «фигуриста». Педагог вместе с детьми оборачивают фольгой крышки от пластиковых бутылок. Надев «коньки» на пальцы педагог и дети имитируют движения конькобежцев. Упражнение выполняется одной рукой, для 2 младшей и средней группы упражнение усложняется, дети одновременно «шагают» двумя руками сразу. Можно провести соревнование среди детей, кто первым доберётся до условного финиша.
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
Игра «Путешествие в зеркально-песочное царство»
Цель: развитие подражательных и соотносящих движений рук.
Оборудование: коробка от конфет, зеркало, мука.
Ход игры:
Для игры берётся коробка от конфет, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука («снег», для отображения зимних историй). Дети пальчиком водят по «снегу» - рисуют картину, а затем рассказывают свою придуманную историю. Игра способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе творческого рассказывания.
4 этап: развитие подражательных движений рук
Упражнение с дидактическим пособием «Ёлочка»
Цель: развитие подражательных движений рук.
Оборудование: дидактическое пособие «Ёлочка», шишки, яблоки, грибочки, ягодки на липучках, кнопках, пуговицах.
Ход упражнения:
Детям предлагается нарядить ёлочку к Новогоднему празднику для лесных зверят. Дети сами из предложенного набора «игрушек» выбирают чем нарядить ёлочку. Украшают шишками, пристёгивают на кнопочках, липучках ягодки, грибочки.
Для 2 младшей и средней группы задание усложняется, дети плетут гирлянды из ленточек, завязывают бантики, пристёгивают украшения на пуговицы.
Игра - занятие с мобильным тренажёром «Снеговик»
Цель: развитие соотносящих действий, умения различать и называть цвета, закрепление представления о величине (большой, маленький).
Оборудование: коробка с приклеенными горловинами от пластиковых бутылок, тренажёр со съёмными вкладышами «Снеговик», поддон с пробками разных цветов, игрушка медведь.
Ход игры:
Приходит в гости игрушечный медвежонок. После традиционного приветствия и знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что Мишка чем—то озабочен. Рассказывает, что спешил в гости снеговик, но споткнулся и потерял один комочек. Мишка просит помочь найти потерю. На столе разложены тренажёры «Снеговик». Воспитатель обращает внимание детей на то, что комочки у него разного размера, и что не хватает большого комочка.
Воспитатель фиксирует внимание на том, что комочек должен быть белого цвета, показывает карточку белого цвета.
В поддоне с крышками разных цветов, дети находят белые крышки и прикручивают к тренажёру, собирают снеговика.
Прогулка
Упражнение «Выложи сам» - выкладывание снежинок из веточек или палочек.
Упражнение «Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.
Упражнение «Нарисуй» - нарисовать на снегу машину, Деда Мороза, Снегурочку и т. д.
Упражнение «Игры со снегом» - лепим снежки, метаем в даль.
Самомассаж с сосновой шишкой
Берём сосновую шишку и катаем её между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Самомассаж с прищепками
Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.
На картине у зимы всё бело от снега:
Поле, дальние холмы, изгородь, телега.
Игра - занятие «Пирожки для лесных зверят»
Цель: развивать различные типы захватывания: кулаком, щепотью, согласованную работу обеих рук.
Оборудование: тесто, изюм (фасоль, горох, камушки, поднос, карандаш.
Ход игры:
Предложите детям отщипнуть кусочек теста и размять его в руках, затем положить его на поднос и сделать в нём «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите детям положить изюминки.
Для детей средней группы задание усложняется, дети придают пирожкам необычную форму и украшают пирожки природным материалом, либо фигуркам, сделанными из солёного теста.
5 этап: развитие тактильных ощущений пальцев рук
Игра "Снеговик и его друзья"
Цель: развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Оборудование: коробка с горловинами от пластиковых бутылок, вкладыш снеговик, тактильные крышки.
Ход игры:
Берё м крышки от пластиковых бутылок и наклеиваем на них кружочки из различных тканей белого цвета: шёлк, шерсть, мохер, букле, атлас, мех.
Для начала изучаем с ребенком все крышки с разным материалом, находим одинаковые.
Детям младшего возраста даётся задание найти одинаковые крышки и собрать снеговика.
Для детей второй младшей и средней группы усложняется задание, крышки помещаются в «Тактильный мешочек» дети с закрытыми глазами должны найти одинаковые крышки и собрать снеговика.
Игра «Найдём корм для птичек»
Цель: развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Материал: солёное тесто, горох, рис, пшено.
Ход игры:
Берём кусочки солёного теста и закатываем в него горох, формируем шарик.
Детям даётся задание найти в тесте горошины.
Для второй младшей и средней группы задание усложнить, заменив горох на рис, а затем на пшено.