Ирина Бабина
Игровое поведение детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
ВВЕДЕНИЕ
Золотая пора детства связана прежде всего с играми.
В начале второго года большую радость вызывают у детей двигающиеся и заводные игрушки: волчок, клюющая курица, шагающий бычок и т. п. В полтора-два года дети с интересом играют плавающими игрушками. В этом возрасте детям доступны также простейшие самостоятельные игры, например, в мяч.
Публикация «Игровое поведение детей раннего возраста» размещена в разделах
Дети двух-трех лет строят домики, автомобили, играют в лошадки, в поезда. Они любят смотреть, когда взрослые показывают им куклы-игрушки, изображающие людей или животных. Когда игрушка при помощи руки взрослого проделывает разные движения, это очень радует и веселит детей.
Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает ребенку возможность проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.
Взрослый, руководя игрой детей раннего возраста, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность. Далее задача взрослого состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями.
Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной.
Специфика игры состоит в том, что она изначально формируется как самостоятельная деятельность детей. Поэтому он требует особенно тактичного и вдумчивого руководства со стороны воспитателей.
КАКИЕ БЫВАЮТ ИГРЫ
Игры дошкольников очень разнообразны. Их характер и содержание зависят от разных обстоятельств: от возраста ребенка, от условий, в которых играют дети, от материалов и игрушек, которыми ребенок располагает, но самое главное – содержание игр зависит от тех впечатлений, которые ребенок черпает из окружающей жизни.
Игры делятся на:
• Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание.
• Ролевые игры – игры, основанные на моделировании социального окружения, и предполагают распределение ролей.
• Творческие игры – игры, которые возникают по инициативе детей (игры со снегом, песком, глиной и т. д.)
• Соревновательные игры – игры, основанные на стимулировании активности участников, приобретении и демонстрации знаний и умений.
• Подвижные игры – эти игры способствуют развитию памяти, мышления и наблюдательности, активизируют различные умственные процессы, учат применять полученные знания в новых условиях.
Во всех играх проявляется активная творческая деятельность детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. И все игры детей развиваются под руководством взрослых. Чем лучше взрослые будут руководить игрой, тем больше будет проявляться самостоятельность и творческая активность детей в играх, тем игры будут более эмоционально насыщенными.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактические игры преследуют прежде всего образовательные цели, они служат для развития знаний об окружающей действительности. В этих играх дети получают знания о формах предметов, о различных цветах, о сравнительных величинах и т. д.
Сущность дидактической игры заключается в том, что ребенок решает умственные задачи, предложенные ему в занимательной игровой форме, сам находит решение, преодолевая при этом определенные трудности.
Дидактические игры для маленьких детей проводятся с игрушкой, в наглядной форме. Среди игрушек, доступных детям раннего возраста, следует выделить цветные шары разных размеров, башенки, пирамидки, матрешки, игрушки-вкладыши. Например, чтобы положить в красную коробку только красные предметы, а в синюю – только синие, или сложить разборные игрушки (например, матрешку, башенку, бочонки, для этого требуется от малыша немало умственных усилий. Но это его увлекает, и он выполняет игровую задачу с удовольствием.
Маленькие дети также любят узнавать на ощупь, что ему положили в руку или что спрятано в мешочке. Предметы, которые ребенок узнает, должны быть ему хорошо знакомы и резко отличаться по форме от других, находящихся рядом предметов. Эти игры помогают ребенку уметь выделять отдельные признаки предметов и по этим признакам узнавать их.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Тематики этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов и т. д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в больницу, поезд, самолет, школу и т. д.
У детей раннего возраста игры простые. В них часто нет стройного сюжета, так как малыши еще не умеют установить связи между различными событиями. Тематика игр в большинстве случаев подсказывается имеющимися игрушками. Дети быстро переходят от одной роли к другой.
В этом возрасте дети очень любят несложные сказки, сопровождаемые действием.
Большой интерес проявляют маленькие дети к строительному материалу. Когда по ходу игры ребенку нужно построить пароход или автомобиль, взрослые помогают ему осуществить замыслы и показывают, как нужно строить.
Использование строительного материала в играх развивает воображение ребенка, так как этот материал можно применять самым различным образом.
Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка) прямо наталкивают ребенка на определенные игры. Например, на лошадке можно возить, ездить верхом, поить ее; в посуде – готовить обед или угощать из нее куклу чаем и т. д.
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Малыши очень любят строить из снега (зимой, из песка (летом) различные горки, домики для людей и животных. Играя с водой, они запускают кораблики, лодки и т. д.
Игры с песком, снегом, водой знакомят детей с различными свойствами предметов и соответственно обращаться с ними. Дети узнают, что снег тает, когда становится тепло, что вода бывает холодной и горячей. Они также подмечают, что лодочки из бумаги или древесины не тонут, а камешки идут ко дну.
Такие игры создают наиболее благоприятные условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, воображения и речи. В творческих играх дети не только отображают накопленный опыт, но и углубляют, закрепляют свои представления об окружающем мире.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры являются любимыми играми всех детей дошкольного возраста. В этих играх дети лучше всего удовлетворяют свою потребность в движении. Хотя подвижные игры и связаны преимущественно с физическим развитием детей, но они оказывают также плодотворное влияние на все стороны личности ребенка, в том числе и на его умственное и нравственное развитие.
Детям раннего возраста доступны подвижные игры с несложными правилами. Малыш обычно быстро усваивает, что нужно спрятаться, чтобы «кошка» не нашла «мышку».
Правда, бывает, что в начале игры некоторые дети нарушают правила и любыми путями добиваются нужного им результата игры. Но при помощи взрослых и эти дети, втянувшись в игру, начинают подчиняться правилам, переживая при этом большой эмоциональный подъем.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ.
В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, меньше, столько же, умения различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и величина).
Игры направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Должное внимание уделяется развитию речи. В ходе игры воспитатель не только задает заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребенка в игровую ситуацию. Воспитатель может использовать потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.
Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к данным играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра для детей не является просто забавой. В игре ребенок познает жизнь. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных, окружающую жизнь взрослых. В играх изучение жизни протекает в доступной и увлекательной для детей форме.
Ребенок в игре не только познает окружающую действительность, но и выражает свое отношение к ней.
Всё это дает право утверждать, что дети раннего возраста, особенно третьего года жизни, начинают объединять в игре различные впечатления, сочетают подражание с выдумкой.
Каково же основное содержание этих игр?
Изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед);
лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, выслушивают, дают лекарство, кормят);
поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски – управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т. п.);
катание в машинах, тележках, колясках кукол, мишек и других игрушек;
изображение музыкального занятия (дети играют на «пианино», поют, пляшут);
изображение животных (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики и т. п.);
воспроизведение инсценировок (отрывочное) (доктор Айболит лечит зверей, куклы поют и читают стихи для мишки и собачки, сами дети выступают – поют и пляшут);
игры со строительным материалом (дети строят домик, горку, забор, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери);
игры с песком (малыши формируют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают их).
Для этого возраста также характерны игры, возникающие по ассоциации: дети разговаривают по телефону, катаются на коньках (двигают кирпичики, которые изображают коньки, слушают, как тикают часы (подносят к уху колечко, говорят «тик-так»).
На третьем году жизни ребенка начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года – несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИГРОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ
Сафронов Дима, 2г. 7мес.
Для данного ребенка характерны одиночные игры. Принимает в свою игру своих сверстников Дима не так уж и часто. Ему нравится всё подряд «ремонтировать» : стульчики, шкафы, полки, машинки и т. д. Скорее всего, это заложено в нем личным примером отца, который умеет делать по дому практически все виды ремонтных работ.
Приходя в группу, Дима сразу же ищет свой любимый детский набор инструментов и принимается за работу: постучит молотком или что-нибудь попилит игрушечной пилой.
Дима достаточно часто использует в своей игре и предметы заместители: вместо игрушечного молоточка он вполне прекрасно использует кирпичик от конструктора, цилиндры с маленьким диаметром служат гвоздями, пластина – пилой или же пассатижами (в зависимости от выполняемой задачи) и т. д.
Иногда, если инструменты заняты, мальчик может повести себя и агрессивно – он старается отобрать игрушки у соперника. Тогда прихожу на помощь я: стараюсь отвлечь внимание одного из детей на другую игрушку или уговорить другого ребенка подождать, пока Дима отремонтирует нашу мебель. Но чаще всего пытаюсь научить Диму играть вместе с другими детьми, делиться игрушками, мотивируя это тем, что ремонтировать любую вещь вместе намного легче.
У этого мальчика довольно-таки чистая хорошая речь, поэтому свои желания или наоборот, нежелания он выражает прекрасно. В игре многие действия он сопровождает словами, и на мои вопросы (что за инструмент у него в данный момент в руках и для чего он нужен; что сегодня сломалось и требует ремонта; кого возьмет себе в помощники и т. д.) легко отвечает. Поэтому чаще всего с Димой можно договориться даже когда возникают конфликты из-за нежелания делиться игрушками.
Бывают моменты, когда ребенок вроде уже всё «отремонтировал» и не знает, чем себя занять, бесцельно ходит по группе и стучит по мебели. Опять прихожу на помощь, стараюсь подсказать сюжет новой игры. Говорю, например: «Димочка, ты уже починил всю мебель?» «Да» - отвечает мальчик. «Молодец! Ты, наверное, устал?» «Нет. Не знаю, что еще сделать» «Посмотри, у Даши сломалась коляска, и она не может отвезти свою куклу на прогулку. Давай поможем ей отремонтировать коляску» - предлагаю. Дима вновь заинтересован и с радостью включается в игру. Когда коляска отремонтирована, предлагаю на время убрать инструмент, взять машину и помочь привезти Паше кирпичи для постройки гаража и т. д.
Думаю, что в скором времени Дима научится играть вместе со своими сверстниками, делиться игрушками и создавать несложные сюжеты своих игр.
Баженова Маша, 3г. 1мес.
В отличие от Димы, Маша предпочитает совместные игры. Она с одной или двумя девочками из нашей группы каждый день играет в «дочки-матери». Дочками служат куклы. Маша очень бережно обращается со своей куклой, после игры никогда не бросает её, а либо убирает на место, либо оставляет «спать» на кроватке.
Маша также очень любит рассматривать книжки. Но и эта деятельность включена в игру. Одев свою куклу для прогулки, Маша берет пару книг, кладет их в коляску, сажает туда же куклу и везет её к диванчику. Там девочка удобно располагается, ставит рядом коляску, достает книжки и якобы читает их для своей «дочки». Читать Маша, конечно же, еще не умеет, но она по иллюстрациям прекрасно узнает знакомые сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», стихи (А. Барто из цикла «Игрушки») и рассказывает их кукле. Речь Маши недостаточно чиста, но понять девочку вполне можно. Когда она укладывает куклу спать, поет ей песенку. Когда кормит её, говорит, какое блюдо на столе (суп, каша, котлета, чай и т. п.) Очень забавно Машино выражение «кушай, Катя, а то останешься маленькой, как я». (Маша плохо кушает и, мама часто говорит ей, что та не вырастит, если не будет есть).
Девочка с легкостью использует в своей игре предметы-заместители: строительный материал, мозаика, фигурки геометрических пирамидок служат и разнообразными продуктами для куклы, и лекарством для неё, палочка от пирамидки применяется в качестве градусника.
Маша добрая, спокойная девочка, поэтому в конфликты не вступает. Даже когда кто-либо из других девочек пытается отнять у нее куклу, коляску, посуду или что еще, Маша не лезет в драку, она заплачет и отойдет в сторонку. Что ж, прихожу ей на помощь. Предлагаю девочке, которая силой отбирает игрушки у Маши, взять другую куклу и прокатить её в машине (или на лошадке, пока коляска занята. Говорю: «Посмотри, Маша очень обижена, она плачет. Вы обе хотите играть этой куклой. Давай не будем обижать Машу. Я дам тебе другую куклу, такую же красивую. Ты можешь прокатить её в машине!» Или предлагаю поиграть в мяч, кегли, в больницу и т. д. Обычно конфликт на этом бывает исчерпан, т. к. маленькие дети легко переключаются на новую игру или игрушку, и Маша с радостью возвращается к своей игре.
В своей игровой деятельности Маша практически не нуждается в помощи взрослых, т. к. довольно-таки хорошо выстраивает сюжет своей игры, его последовательность, что говорит о высоком развитии у девочки воображения, мышления и игровых навыков.
ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Я взяла цикл занятий по формированию у детей раннего возраста элементарных математических представлений.
В мини-группу я выбрала трех детей : Новикову Алену, Берберяна Мишу и Пичугина Матвея. Всем троим в марте исполнилось три года – этот принцип я и использовала при выборе детей. Но хотя они и ровесники, существенно отличаются друг от друга. Алена любит игры с пазлами, вкладышами – они даются ей довольно легко. Миша предпочитает роботов, оружие. Он даже из конструктора постоянно собирает эти предметы для своих игр. Миша и Алена хорошо владеют речью, сопровождают свои игры словами, умеют играть вместе с другими детьми. Матвей играет один. При этом у него нет определенных пристрастий – он то берет паровозик, то машинки, катает их просто так. Увидев у другого ребенка новую игрушку, пытается отнять ее – и не важно собачка ли это, машинка, кубики, мячик или что еще. Быстро теряет интерес к любой игре. Вся его речь состоит из нескольких слогов – «би-би», «ням-ням», «пи-пи» и т. п.
При составлении плана занятий я опиралась на следующие особенности работы с детьми раннего возраста.
1. Необходимость включения в детскую деятельность. Малыши далеко не всегда сами могут придумать интересную и полезную игру, а тем более совместную. Только взрослый может организовать и поддерживать интересную для малышей игру.
2. Необходимость личной обращенности к ребенку. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени – всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.
3. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию к малышам оказываются бесполезными. Необходимо стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться играть, решать практические задачи. Необходимы эмоциональное вовлечение детей в тот или иной процесс, создание общего смыслового поля при эмоциональной включенности взрослого в нужные действия.
4. Необходимо принимать ребенка. Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Ребенок должен быть свободен в общении со взрослым. Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут.
5. Необходима эмпатия. Важным условием педагогического общения с маленькими детьми являются сочувствие и сопереживание. Эмпатия дает возможность лучше понять чувства ребенка. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему свое понимание его переживания. Признаком того, что такое общение состоялось, являются облегчение и удовольствие, которые испытывают от беседы оба партнера.
При разработке плана игровых занятий я ставила следующие задачи:
1. Углубление и конкретизация знаний детьми цвета, формы, размера предметов. Закрепление представлений о количестве. Закрепить представление о частях суток.
2. Развитие логического мышления, умения сравнивать, находить сходство предметов.
3. Воспитание уважительного отношения друг к другу, заботы друг о друге, желания помогать друг другу преодолевать возникшие сложности, умения играть вместе.
ИГРЫ
ПОДАРИМ КУКЛАМ ФЛАЖКИ
Цель. Различать понятия «много» и «один», определять величину предметов, пользоваться выражением «такой же».
Оборудование. По 4 флажка на каждого ребенка, например: красный квадратный большой, зеленый квадратный большой, красный квадратный маленький, зеленый квадратный маленький.
Ход игры. Воспитатель говорит: «К нам пришли куклы Маша и Даша. Они собираются на праздник. Хотят попросить у вас флажки. Кукла Маша спрашивает, сколько у вас флажков? (Много). Какой они формы? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им). Давайте отдадим куклам сначала большой красный флажок, потом большой зеленый флажок». И т. д.
Воспитатель еще раз уточняет, какого цвета и размера флажки, просит найти такие же по цвету, размеру.
Спрашивает: «Сколько флажков у куклы Маши? А у Даши? (Много). Куклы сказали, что им не надо так много. (Убирает флажки, оставляет 1 у Маши). Сколько теперь флажков у Маши? А у меня? (Много)»
Воспитатель раздает детям флажки и предлагает пойти на праздник вместе с куклами. Под веселый марш дети шагают по группе с флажками.
ЗАБОР ВЫСОКИЙ И НИЗКИЙ
Цель. Упражнять в сравнении предметов по высоте; формировать умение строить заборчики, разные по высоте.
Оборудование. У каждого ребенка по 8 синих палочек длиной 3см, по 8 желтых палочек длиной 7см, маленькая и большая матрешки.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «К каждому из вас пришли две матрешки. Какого они роста? (Большая и маленькая) Можно сказать, что одна высокая, а другая низкая. Поставьте их рядом и увидите, что одна выше, а другая ниже». Дети сравнивают матрешек по росту и повторяют: «Выше», «Ниже». «Матрешки принесли палочки, из которых можно построить забор. Большая матрешка, высокая, хочет, чтобы вы сделали для нее заборчик из высоких палочек. Давайте положим их отдельно. Какого они цвета? А теперь из синих палочек постройте низкий заборчик. Для какой матрешки вы построили заборчик: высокой или низкой?»
После этого воспитатель предлагает поставить маленькую (низкую) матрешку за высокий забор, а большую (высокую) – за низкий. Спрашивает: «Почему маленькую матрешку плохо видно? (Забор высокий, а матрешка низкая) Почему видна высокая матрешка из-за забора? Матрешки захотели поиграть вместе и просят вас построить для них красивый длинный забор. А строить его будем так: поставим одну высокую палочку, затем одну низкую, снова одну высокую и т. д.».
Когда забор готов, матрешки гуляют вдоль него, поют песню:
Мы матрешки, вот какие крошки,
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки!
Как у нас, как у нас
Красные сапожки!
Поплясать, поплясать
Вышли мы немножко.
НАШ ДЕНЬ
Цель. Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, расческа и т. д., картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель (или один из детей) при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Т. Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать,
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает.
Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий в течение суток.
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ЗАНЯТИЙ
Данные занятия для детей данной группы не вызвали особой сложности, т. к. в течение года дети знакомились с понятиями «один – много», «больше – меньше», «высокий – низкий» и т. д. Алена и Миша легко справились с первыми четырьмя заданиями. Матвей справился с помощью подсказок детей. Затруднения у всех троих вызвала последняя игра с определением времени суток. Алена быстрее всех правильно выполняла задачи, Миша немного путался, Матвей же совсем не принял участия в этой игре, просто был наблюдателем.
В результате дети уточнили и закрепили свои знания о цвете, размерах, формах предметов; еще раз повторили представление о времени суток. Они закрепили умения сооружать высокие и низкие постройки, выкладывать широкие и узкие дорожки, соотносить действия в соответствии со временем суток. Пытаясь помочь друг другу преодолеть поставленные перед ними задачи, а также пытаясь помочь персонажам игр, дети учились взаимовыручке, взаимоуважению, способности играть вместе, не конфликтовать.
В дальнейшей проработке нуждается разработка мелкой моторики у детей, логического мышления, расширение знаний о цвете, формах, умение группировки предметов по нескольким признакам, активизация слов «больше чем», «меньше чем», «столько же».
С Матвеем необходима индивидуальная работа по развитию речи, мышления, памяти.