Гульнара Гареева
Игровая культура детей в осенний период
▼ Скачать + Заказать документы
ОСЕНЬ — ЧУДНАЯ ПОРА,
ЛЮБИТ ОСЕНЬ ДЕТВОРА!
Цель: Развитие и повышение игровой культуры детей в осенний период.
Задачи:
- обеспечивать двигательную активность детей;
- развивать ловкость, быстроту, координацию; логическое мышление, кругозор;
- организовать интересный и познавательный отдых детей;
- укрепить здоровье и иммунитет.
Публикация «Игровая культура детей в осенний период» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что физическая активность и веселье в движении, особенно на свежем воздухе, активизируют развитие мозга и укрепляют иммунитет.
Дети имеют врождённый характер исследователей. На улице они изучают окружающий мир и демонстрируют свои способности с помощью игры.
Каждая игра для ребёнка – это опыт общения. Играя, ребёнок учится находить общий язык со своими сверстниками, решая при этом множество конфликтов и конфликтных ситуаций.
В подвижной игре зачастую решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, развитие ориентировки в окружающем (побежали к песочнице, к веранде) и умения слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
В задачу воспитателя входит наблюдение за состоянием играющих: в зависимости от этого желательно увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество ее повторений, регулировать длительность перерывов между действиями, удлинять или сокращать дистанции перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков. Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за каждым ребенком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение.
Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.
С приходом осени дети все больше времени проводят в помещении. Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.
«Найди пару»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» ( Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.
«Не лезь, заяц, в огород!»
Ход игры:
Дед сидит в «огороде» (центре круга на стуле, а вокруг него различные овощи на полу «растут». Дед сторожит огород со словами:
«Сижу, сторожу, овощи уберегу, зайцев всех переловлю».
Дед закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая:
Как ты, дед, ни береги,
Огород ни стереги,
Мы придем к тебе сейчас –
Догони попробуй нас!
В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед просыпается и пытается поймать воришек, также не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.
«Найди свой гриб»
В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов. Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки.
На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее
Игр, в которые можно играть на свежем воздухе огромное количество. Одни развивают силу, ловкость, смекалку, координацию движения, быструю реакцию. Другие активизируют логическое мышление, расширяют кругозор.
Игра малой подвижности «Осенний хоровод»
Осенний хоровод поможет детям запомнить форму листьев разных деревьев и научит действовать согласованно. В середине круга находятся листья трех – четырех видов деревьев. Количество каждого вида листьев соответствует количеству детей. Дети водят хоровод вокруг листьев. Взрослый произносит: «Раз, два, три, листик березы скорей бери!» Дети подбегают к листьям, находят листья березы и поднимают их вверх, затем складывают отдельно на землю. Хоровод продолжается до тех пор, пока листья в круге не закончатся.
Более активными являются такие игры как:
«Филин и птицы»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: дети выбирают себе имена тех птиц, голос которых они могут воспроизвести, например, ворон, уток, журавлей. В двух противоположных концах комнаты обозначаются места для гнезда «филина» и дома «птиц».
По считалке выбирается «филин». Он уходит в свое гнездо и сидит там.
В это время дети бегают по центру комнаты, изображая выбранных ими птиц с помощью движений и звуков.
Ведущий кричит: «Филин!» Все дети-«птицы» стараются быстрее занять место в своем доме, а «филин» пытается поймать одну или несколько «птиц» и верно определить, что это за «птица».
Особые замечания: если «филин» угадывает, пойманный становится «филином», и игра продолжается.
«Раз-два-три! Этот лист бери!»
Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками, на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!
«Осенний урожай»
Предварительно перед игрой детей можно научить плести венки из листьев.
Ход игры:
Выбирается Осень, на голову которой одевается венок. Остальные дети стоят в кругу, взявшись за руки и закрыв глаза. Осень идё т по кругу за спинами участников под произносимую хором считалку:
Осень, осень,
В гости просим.
Заходи в наш огород,
Приноси нам вкусный плод!
На последнем слове Осень касается ближайшего игрока рукой и убегает от него по кругу. Осень должна занять место игрока, а игрок становится «Осенью».
Подвижные осенние игры в детском саду можно превратить в соревнования.
Можно разделить группу детей на две команды и провести эстафету. Например, ее участникам нужно будет «собрать урожай». Для этого нужно будет положить в одну емкость фрукты (настоящие или муляжи, а по ее краям поставить корзины. С каждой команды по очереди дети должны будут бежать за фруктами, возвращаться и передавать их следующему бегуну, а тот должен будет положить фрукт в корзину, взять с емкости другой и бежать обратно. На игру дается определенное время, за которое они должны как можно больше собрать фруктов в корзину. Эстафету можно усложнить, например, на пути к корзинам нарисовать на полу осенние листья, чтобы дети бежали, наступая только на них. (Овощи и фрукты)
«Соревнования на осеннем лугу»
Ход игры:
Все играющие встают на одной стороне игровой площадки в шеренгу за стартовой чертой. На противоположной стороне площадки на расстоянии 10 - 12 м отмечается линия финиша. Взрослый объявляет начало забавных соревнований на осеннем лугу. В этих соревнованиях дети попеременно становятся лисичками, кузнечиками, лошадками, раками, лягушками и т. д. В соответствии с ролью дети должны добежать до финиша легким бегом, как лисички; допрыгать до финиша на двух ногах, как кузнечики; добежать, высоко поднимая колени, как резвые лошадки; идти спиной вперед, как раки (для детей 7-го года жизни) или допрыгать в полуприседе, как лягушки.
Главным условием соревнований является умение услышать команду «Марш!» и начать движение. Это обусловлено тем, что взрослый, объявляя начало соревнований, произносит веселые нелепые команды: «На старт – внимание – морковка!», «На старт - внимание - молоко убежало!», «На старт – внимание – мартышка!» и т. д.
Выигрывают те дети, которые пересекают финиш первыми без фальстарта.
Игры, как мы видим, решают очень много задач: и воспитательные, и образовательные, и очень важные оздоровительные задачи. Ведь как говорили древние мудрецы: «В движении - жизнь».
По ходу мастер-класса демонстрируется презентация данных игр.