МААМ-картинки

Игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста социально-личностной направленности

Татьяна Петракович
Игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста социально-личностной направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Петракович Татьяна Викторовна,

Педагог-психолог

МБДОУ «ДСКВ№118»

г. Братск, Иркутской обл.

Игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста социально-личностной направленности

В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.

Публикация «Игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста социально-личностной направленности» размещена в разделах

Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

Особенно развитие этих качеств важно для детей с нарушениями речи, так как трудности развития данного психического процесса в первую очередь влияют на развитие общения, на формирование социальных умений ребенка.

В свое материале я хочу рассказать об организации работы с детьми социально-личностной направленности. Работа педагога-психолога осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). В данную категорию входят дети двух логопедических групп (ОВЗ - ТНР).

Занятия проходят 1 раз в неделю.

Структура занятий

- Приветствие ( введение в тему в зависимости от задач: назвать имя, вспомнить кто я, как зовут, кем работаю, кто приходил на прошлом занятии, что делали….

- основная часть (выполнению этюдов, например на различные эмоциональные состояния,

- рефлексия

- релаксация

Мероприятие с детьми по самопознанию проводятся в свободной форме: дети могут свободно перемещаться по комнате, занимать удобное положение на ковре, на стульях. Учитывая, что деятельность строится на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка. Работа по социально-личностному развитию проходит по следующим разделам: «Я среди других», «Что Я могу?», «Я и другие»

«Я среди других» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них.

Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, до-школьник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти разли-чия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру.

«Я и МЫ»

Каждый ребенок украшал фоторамку на которой было написано его имя с местоимением Я, и название группы. Затем в фоторамку приклеивалась фотография ребенка и все помещались на общее полотно, где написано МЫ группа…. (+ помещая коллаж в группе все родители приносили фото своих детей)

Получался общий коллаж с которым мы работали на протяжении реализации задач работы по данному разделу. (Например тема кто Я…., , мои друзья… (если обидели – закрывала фото ребенка и не получалось сказать что мы группа …., мы разные, и т. д)

В дальнейшем работа продолжалась воспитателем к группе.

Такая работа позволила мне эффективно проводить работу по сплочению группы, снятию психологических барьеров в общении. Дети на практике осваивали правила занятий (нельзя смеяться над ответами, рисунками и любыми действиями других., а также каждый делает сам и как умеет)

Специально для детей логопедической группы в занятия включались задания по рисованию цветными карандашами.

В прошлом году для поддержания интереса и внимания в занятия были включены элементы программы по ознакомлению с мультфильмами.

(так на занятиях про дружбу мы посмотрели мультфильм «Кораблик», «Птичка Тари», Грибок Теремок)

«Что Я могу?» представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

Игры представлен в виде семи путешествии с элементами сказкотерапии и использования песочницы.

В подготовительной группе занятия данного раздела носят название «Мир чувств, мир эмоций». И так же проходит в виде занятий- путешествий по островам Моря радости (Чунга. чанга, остров Плакс, Клокочущий вулкан, Дремучий лес, Удивительная планета)

Каждой эмоции посвящено 4 занятия – общее понятия (фото, схемы.) жители, животный и растительный мир.

На каждом занятии дети получали и закрепляли знания о различных эмоциональных состояниях (узнать на фото, дать характеристику (описание как узнать, выполняли этюды, показывали настроение телом.

Дети делились своим опытом когда они испытывали ту или иную эмоцию, что чувствовали. Параллельно на данных занятия велась индивидуальная работа (страхи, застенчивость, агрессия). Так если часто говоришь не хочу не буду – то возможно ты боишься,

Так при изучении эмоции злость я показывала детям опыт «Вулкан» (что может произойти если человек будет злиться (злости некуда деваться и она начинает бурлить и и выходить наружу). Разобрали ситуацию, что обидеть можно не только действием но и словами.

Одновременно мы учились справляться со своими чувствами (что сделать если страшно, ты один дома, если разозлился).

«Я и другие» совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я - концепции».

Это занятия на проживание детьми конкретных социальных ситуаций общения.

«Я среди других» Игры «Познаю себя» (средний возраст)

Давайте познакомимся

Дети сидят в кругу. Взрослый подает руку каждому ребенку и называет себя: «Здравствуй, меня зовут Т. В.». От детей ожидаются аналогичные действия. При необходимости взрослый задает вопрос: «А как тебя зовут? Давай с тобой познакомимся».

Мое имя

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

Волшебный стул

Дети и взрослый сидят в кругу. В середине круга стоит стул, на который по очереди садятся дети. Взрослый сообщает: «Я сейчас позвоню в бубен и скажу о Кате хорошее слово, а потом передам Сереже.»

Игру можно провести другим способом. Дети сидят в кругу. Взрослый начинает игру: дотрагивается до сидящего рядом с ним ребенка, называет по имени и говорит о нем добрые слова. Затем продолжают дети, передавая хорошие слова друг другу по кругу.

Перед игрой взрослый напоминает детям: что называть нужно только положительные качества.

Отпечатки

Разведите краску или гуашь на подносе. Прижмите ладонь ребенка к краске. Попросите ребенка сделать отпечаток ладони на листе бумаги. Рядом напишите его имя. Пусть другие дети, взрослые тоже сделают свои отпечатки.

Рассмотрите получившиеся отпечатки. Отметьте - все они разные.

Обсудите с ребенком:

Чем отличаются отпечатки?

Каковы их размер, форма, рисунок?

Чем еще люди отличаются друг от друга? Посмотри на их глаза, волосы, уши и носы. Обрати внимание на их одежду. Можешь ли ты сказать, что представляет собой человек по внешнему виду?

Нарисуй свою улыбку

Детям предлагаются цветные фломастеры, акварельные краски, с помощью которых они рисуют свое хорошее настроение.

Мое настроение

Представь, что у тебя в голове есть много маленьких кнопок и, когда их нажимают, ты начинаешь плакать, смеяться, сердиться, бояться. Давай назовем их: кнопка-щекотка, кнопка-улыбка, кнопка-гнев, кнопка-страх.

Кто нажимает эти кнопки? Можешь ли ты сам нажать на эти кнопки?

Выбери одну из этих кнопок, любую. Попробуй включать и выключать ее.

«Что я могу?» игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Игры и упражнения можно включать в занятия по ознакомлению с окружающим миром, творческой деятельностью, а также проводить в свободное от занятий время.

Внимание к звукам

- Замечали ли вы, что вокруг нас живут самые разные звуки. Часто мы их не слышим, потому что не обращаем на них внимание. Давайте попробуем посидеть тихо и послушать звуки, живущие рядом с нами. По моему знаку поднимите руки те, кто что-либо услышал.

Не звени тарелками.

- А замечали ли вы, например, как звенят тарелки, ложки? Вот мы

сейчас проведем игру «Не звени тарелками».

- Представьте, что в соседней комнате кто-то спит, а нужно положить одну на другую три тарелки.

Любимые блюда

- Представь обед из твоих любимых блюд. Вот ты пробуешь одно, другое, третье. Все так вкусно! Опиши или нарисуй твои любимые блюда.

Вкус солнечного света

- Тебе нравится, когда светит яркое солнышко? Вообрази, что ты лежишь

на зеленой траве и твои руки, щеки ласкают мягкие солнечные лучи.

- А можешь представить вкус солнечного света? Попробуй нарисовать его.

Мои чувства

Ребенок вместе с взрослым рисует на плотном листе бумаги коробочки, бутылочки, в которых будут храниться приятные чувства. Ребенок называет и выбирает цвета, в которые будут раскрашены коробочки, бутылочки. Можно также придумать этикетки и потом наклеить их на вырезанные коробочки и бутылочки. Когда все будет готово, взрослый сообщает ребенку: «Теперь представь, что ты кладешь свои приятные ощущения в надежное место, но ты можешь достать их оттуда, когда пожелаешь».

Представь, и у тебя получится

- Ты всегда охотно убираешь за собой разбросанные игрушки? Что ты при этом чувствуешь? Попробуй представить, как приятно будет маме, что твои игрушки и вещи в полном порядке. Что ты при этом будешь чувствовать? Опиши или нарисуй, что ты чувствуешь.

Представь и услышишь

- Ты уже знаешь, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, колокольчик звенит, свисток свистит, ребенок плачет, гром гремит. (Можно предложить детям сымитировать звуки).

Все эти звуки ты не раз слышал своими собственными ушами.

- А вот можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может быть, оно

поет или вздыхает?

- Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому не известные.

Цвет смеха

- Когда люди смеются? Ты замечал, какими добрыми становятся их

лица? Представь, какого цвета смех. Опиши или нарисуй цвет смеха.

Цвет боли

- У тебя когда-нибудь болел зуб? А, может быть, ты падал и сильно разбивал коленки? Нарисуй цвет острой боли.

Придумай свой собственный вкус

- Представь, что ты повар-волшебник и только тебе одному известны рецепты таинственных блюд. Опиши или нарисуй вкус блюда, который ты придумал сам и который известен только тебе.

Письмо божьей коровке.

- Представь себе, что божья коровка сидит на большом пальце твоей ноги. Вот она медленно ползет по ступне, голени, добирается до коленки, бедра, переползает на руку. Вот она сползает на ладонь и ползет по пальцу до самого его кончика.

- Божья коровка почти невесомая, но, если ты сидишь тихо-тихо и сильно

думаешь о том, как и где она ползет, ты, конечно, почувствуешь ее.

- Теперь представь, что ты осторожно кладешь божью коровку на землю, чтобы она вздремнула после своего длинного пути.

- Расскажи, что бы ты написал божьей коровке в письме о своих ощущениях, и придумай, что бы она могла тебе ответить

«Я И ДРУГИЕ» Игровые упражнения, которые помогут ребенку понять, что люди могут испытывать разные чувства (радость, грусть, страх).

ДРУЖБА

Беседа с детьми :

Что такое дружба?

Есть ли у вас друзья, какие они?

Могут ли папа и мама быть друзьями? почему?

Могут ли животные быть друзьями? есть ли у вас такой друг? Ссоритесь ли вы с друзьями? из-за чего?

Умеете ли вы мириться первыми? Что вы любите делать вместе?

Затем детям предлагается выбрать для себя и своего друга задание и вместе его выполнить ( 1-й вариант: подклеить книгу, починить игрушку, протереть листья комнатного растения и др. ; 2-й вариант: спеть песню ; дуэтом, слушая друг друга; зашнуровать ботинок, завязать бантик, обернуть книгу бумагой и др., пользуясь при этом только одной рукой).

ПИСЬМО ДРУГУ

Предложите детям написать письмо сверстнику, который долго не посещает детский сад по болезни. Вместе с воспитателем они составляют текст письма, в рисунках передают свои пожелания другу. Затем запечатывают все в конверт и вместе идут на почту, чтобы отправить письмо.

Варежка

Дети делятся на пары, используя разрезные открытки с изображением варежек. За тем берут карандаши и по варежке и разрисовывают их, договариваясь между собой, как это сделать. В заключение воспитатель просит детей рассказать, как они выполняли задание; легко ли им было работать вместе. Предлагает детям рассмотреть, какие у них получились варежки.

КАК ПОМИРИТЬСЯ?

Воспитатель вместе с детьми перечисляют различные варианты мирилок и предлагают их

Можно:

- улыбнуться друг другу;

- обнять друг друга;

- поцеловаться;

- погладить по головке;

- дать игрушку;

- посмотреть вместе книжку;

- пожалеть друг друга;

- взяться за руки и заглянуть в глаза друг другу.

ССОРА

Воспитатель предлагает детям поиграть: «Будем играть так, как обычно играете вы». Он берет на себя роль одного из детей, того, кто чаще всего конфликтует.

Ситуация 1. Игра в мяч: дети стоят в кругу и бросают друг другу мяч. Подходит «ребенок» и за руку вытягивает одного ребенка из круга со словами: «Ты не будешь играть».

Ситуация 2. Два мальчика не могут поделить две машинки. Они оба

хотят играть зеленой, а не желтой.

Ситуация 3. Трое детей строят башню из кубиков, четвертый ломает

постройку намеренно. Дети строят снова, пятый ломает нечаянно.

После каждой ситуации идет обсуждение конфликтов. Затем детям

предлагается поиграть, помня обо всем, что было до этого.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНРФотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНР Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами своим фотоотчетом о прошедшем физкультурно- оздоровительном досуге, который я проводила.

Фотоотчет о проведении НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Добрые дела»Фотоотчет о проведении НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Добрые дела» Одной из задач раздела "Социально- коммуникативное развитие" в процессе работе с детьми дошкольного возраста в детском саду является формирование.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возрастаИгровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Добрые дела» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать у детей духовно-нравственные качества: доброту, вежливость, уважение. Задачи: - Учить детей проявлять заботу об окружающих,.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха»Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Пасха» Возраст детей – 5- 6 лет Форма проведения ОД: Познавательно-игровая Приоритетные ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах»Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах». Программные задачи: - Закрепить.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля» Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста социально-личностной направленности
Опубликовано: 16 января 2024 в 13:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста социально-личностной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петракович (УИ 339734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД