Мария Петрищева
Игровая деятельность «Народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами при подготовке и проведении праздников представляют собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
Народные подвижные игры развивают у дошкольников эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формируют стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывают в детях толерантность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подвижные игры для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Народные подвижные игры повышают двигательную активность детей дошкольного возраста, общую выносливость; воспитывают интерес и любовь к подвижным играм разных народов.
Методическая разработка рекомендуется педагогам и родителям детей от четырех до семи лет.
Предлагаю Вашему вниманию выписку из своей картотеки "Народные подвижные игры"
Русские народные игры.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа
Задачи:
развитие у детей любознательности, стремление изучить народные игры.
Развитие у детей чёткой выразительной речи, мимики, движений.
Воспитывать любовь к народным играм
1. Горелки.
Цель:знакомить детей с играми разных народов, дать представления о традициях, особенностях жизни людей разных национальностей.
Задачи:
- учить играть в народные игры в коллективе;
- развивать умение ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.
Ход игры.
Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т. д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором :
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.
2. Звонарь.
Цель: знакомить детей с играми разных народов при подготовке к празднику.
Задачи:
- способствовать формированию умений детей действовать в коллективе,
- развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры.
Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
Татарские народные игры
Цель: - формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;
Задачи: - формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа;
- воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям;
- развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
1. Тимербай
Цель: создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.
Задачи: - развивать интерес к играм татарского народа;
- развивать внимание
-формировать ритмичность движения в соответствие с характером музыки.
Ход игры:
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры.
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
2. «Угадай и догони»
Цель игры : развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры :
• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
3. «Тюбетейка»
Цель: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
Правила игры : Дети становятся в круг. Под музыку одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. В конце песни, у кого остаетсятюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стишок, кричать как петушок, станцевать и т. д. Игра так продолжается.
Казахские народные игры
1. Подними монету (Куме алу).
Цель: ознакомить
с традициями, историей, культурой, спортивными и подвижными играми Казахского народа.
На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки —
передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты.
Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.
Правила игры. Начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте.
2. «Октаутартыс» (перетяни-ка).
Цель: развивать у детей интерес к играм казахского народа.
Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем. С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры среди взрослых и детей.
Спасибо за внимание!