Юлия Тришина
Народные подвижные игры в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Народные подвижные игры в воспитании детей.
Физическое развитие детей в первую очередь зависит от их двигательной активности, по в наш современный информационный век двигательная активность человека резко снизилась. Приоритетным направлением в развитие ребенка становится интеллектуальное, эстетическое развитие, а физическое развитие,как бы отходит на второй план, так как что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками, да и родителями в целом. Но воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно оценить. В педагогике русские народные игры подвижные игры - самое лучшее лекарство для современных детей от «двигательного голода» – гиподинамии, важное средство самовыражения, проба своих сил, воспитание ума, характера, воли, формирование здоровья ребёнка. С незапамятных времен в жизни людей находили свое место подвижные игры, которые передаются из поколения в поколение. У наших предков на Руси были распространены такие народные игры как «Прятки», «Ловишка», «Городки», «Салочки» и, конечно же, «Лапта», которая в наш современный век сходна с лаптболом, бейсболом.
Публикация «Народные подвижные игры в воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью духовного воспитания дошкольников, так как в играх отражались самобытность русского народа, его традиции и обычаи. В игре ребенок познает окружающий мир, знакомится с народным устным творчеством (заклички, считалки, прибаутки, фольклорные хороводные песни, познает ценности и символы культуры своего народа. Подвижные народные игры имеют простоту заданий, включают в себя все свойственные человеку естественные движения: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловлю, координацию, упражнения с предметами, поэтому они являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
В ходе игры воспитывается сознательная дисциплина, ребенок может самостоятельно принимать различные решения определенных проблем, учится соблюдать правила справедливости, контролировать свои поступки, правильно и субъективно оценивать поступки других, а также налаживать общение с другими людьми. Игры в развитии ребенка – это средство самовыражения, проба своих физических сил. Они помогают ребенку укреплять мускулатуру, улучшать восприятие, овладевать новыми умениями, сбрасывать избыток энергии.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе, так как только при умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. При организации и выборе игр необходимо педагог должен учитывать многие факторы: возраст играющих, место для проведения игр, количество участников игры, наличие инвентаря для игр.
Давайте немного познакомимся с народной подвижной игрой «Лапта», которая известна своей демократичностью, она развивает жизненно важные физические качества человека, совершенствует многие навыки, необходимые для рукопашного боя, является доступным видом спорта по сравнению с другими спорт спортивными играми. Известно несколько десятков вариантов лапты — каждая со своими правилами: «Русская лапта (спортивная)», «Переменки», «Лапта-стукалка», «Лесная лапта», «Лапта через сетку», «Ростовская лапта», «Вольная лапта», «Большая лапта», «Город за городом», «Круговая лапта», «Круговая лапта», «Лапта с городками, «Мини-лапта», «Ножная лапта», «Пионерская лапта», «Чиж». Для игры в «Лапту» требуются: Мяч резиновый или теннисный ; лапта (специальная бита, палка, а для игры «Чиж» вместо мяча используется деревянный четырёхгранный «чиж» c заострёнными концами и с цифрами на гранях I, II, III и IV. Главными условия игры являются : дружное действие всех игроков партии и точное выполнение правил, правильный выбор метальщика и подавальщика,
Существует упрощенный вариант для детей 5-10 лет, а в магазинах продают новое современное оборудование для игры в «Лапту», которое более легкое и адаптированное для детей.
Хочется вспомнить слова знаменитого русского писателя А. И. Куприна:
«Лапта - эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!»»
В заключение хочется сказать, что все русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. И только поэтому, русские народные подвижные игры не должны быть забыты.
Литература
1. Бесполов, Д. В. Что это за прелесть – русская лапта [Текст] // Физ.
культура в школе. – 1994. – № 4. – С. 51-55.
2. Валиахметов Р. М. и др. Народная игра – лапта : метод. пособие. Г. Уфа, 2003.
3. Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор! – М. : Молодаягвардия, 1984.
4. Григорьев В. М. Народные игры и традиции России. М. 1991.
5. Ермолаев Ю. А., Ермолаева Ю. Ю., Винникова Е. Е., Счастная О. Э. Народные подвижные игры :
учеб. пособие. – М., 1990.
6. Ермолаев Ю. А. Спортивная лапта. Правила игры. – М. :Экспериментальный центр «Игрофил»,
1990.
6. Народная игра лапта как средство рекреативного физического воспитания школьников //
Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 2(27). – С. 12-15. Сахаровым / М. :
СпортАкадемПресс, 2005.