светлана сиденко
Игротренинг для педагогов «Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как сделать речь наших детей грамматически правильной, богатой, содержательной.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитикосинтетической деятельности.
Публикация «Игротренинг для педагогов „Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
При многих формах ОНР, особенно при алалин, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OIIP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более; медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Несформированность языковых обобщений может носить первичный характер, как при алалии, детской афазии, и вторичный, как при дизартрии. В последнем случае у детей наблюдается нарушение как на моторном, так и на языковом уровне порождения речи.
Для совершенствования грамматического строя речи в логопедической работе используются настольно-печатные игры, способствующие формированию конкретных грамматических категорий.
«Один - много», «Что без чего?» «Скажи какой, какая, какое?»,
«Весёлый счёт»,«Назови ласково» .
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.
Следующий вид игр – это словесно-дидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например, «Жадина», «Кому что нужно», «Назови ласково», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?», «Скажи наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Волшебная палочка», «Поручения», «Что изменилось» и т. д. Почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.
Игры с подготовкой, с использованием предметов и картинок.
Следующий вид игр – подвижные игры. Такие игры помогают детям
снять напряжение от некоторой неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей, развивают моторные навыки, нормализуют эмоционально-волевую сферу. Здесь тоже большое количество игр: игры с предметами, игры на координацию движений и речи, игры-соревнования, с сюжетом и без и т. д. Важное место среди данных игр занимают игры с мячом. Такие игры можно проводить и в помещении, и во время прогулок на свежем воздухе. Они не требуют сложной атрибутики и длительной подготовки. Можно играть как с группой детей, так и индивидуально.
Предлагаю поиграть в некоторые игры.
«Что каким бывает?»
Цель: активизация словаря, развитие памяти, внимания.
В нашем зале каждый знает,
Что каким у нас бывает,
Что бывает длинным? – палка, дорога, путь, каникулы, нитка, верёвка, шнурок и т. д.
Что бывает высоким? -….
Что бывает круглым? - …
Что бывает сладким? - …
Что бывает красным? - …
Что бывает холодным? - ….и т. д.
Дидактическая игра «Чудо - зверь». Рассчитана на старший и подготовительный возраст.
Оборудование: картинки животных разрезанные на три части (кошка, корова, волк, лиса, собака, медведь.
Ход игры.
Педагог мастер рассказывает участникам историю: «Жили – были в одной сказочной стране звери: кошка, корова, волк, лиса, собака и медведь. Жили они дружно, вместе веселились, песни пели, играли – не скучали. Но, вдруг, надоело кошке мяукать. «Не хочу мяукать!»- говорит кошка, - «Я хочу, как лиса, тявкать!». Стала кошка тявкать! Чей у кошки голосок стал?» (Лисий). Аналогично, все звери меняются голосами. Участники упражняются в образовании притяжательных прилагательных. «Голосами животные поменялись, и стали они превращаться в чудо-зверей». Каждому участнику предлагается собрать чудо-зверя (например, хвост лисы, голова собаки, туловище и ноги коровы) и рассказать о нём. Например, у моего чудо-зверя собачья голова, коровье туловище и коровьи ноги, лисий хвост. Предлагается ответить, что же может делать это животное? Например, мой чудо-зверь может лаять, давать молоко и лихо махать хвостом. «Трудно было существовать таким животным, не привыкли они чужую работу делать! Пошли они к волшебнику и попросили его превратить их в обычных животных, какими они были раньше. Вспомните всех зверей. Соберите животных правильно». Участники называют животных, конструируют их из частей. «Чья морда у лисы?». Участники отвечают, что у лисы лисья морда. Аналогичные вопросы педагог-мастер задаёт ко всем частям животных. Участники отвечают, упражняются в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. «Почему животные превратились в
чудо-зверей? Уютно ли им было в новой роли? Почему они попросили волшебника превратить их в обычных животных?»
Метод «Морфологический анализ»
Суть метода заключается в построении определенного рода таблиц, которые помогают ребенку делать анализ любых объектов, а затем синтез в необычные объекты.
В простейшем случае это горизонтальная и вертикальная линии, на которых располагаются предметы, действия (системы) и т. д. На их пересечении образуется новый объект.
В этой таблице можно перечислить более емкие понятия (обобщающие слова, располагая их на любом этаже, в любой клеточке.
На начальном этапе работы можно взять меньшее количество клеточек.
Затем называются любые объекты, относящиеся к любой из этих групп.
Цель: учить составлять предложения, используя выбранные объекты.
После всего вышеизложенного предлагаю разделиться на 2 подгруппы. Первая подгруппа составляет таблицу «Морфологический анализ» по теме : «Животные осенью», вторая группа по теме: «Зима в лесу»
Вы прекрасно потрудились, одновременно и отдохнули, восстановили свою работоспособность. Надеюсь, вы сможете воспользоваться знаниями и умениями, которые сегодня получили, во время занятий с детьми.
Литература
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. Методическое пособие. – М. : Издательство ГНОМ и Д. 2003.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3 – е изд., перераб. И доп. – М. : Гуманит. Издат. Цантр ВЛАДОС, 2003.
3. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И. А. Зимина. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.