Виктория Фещенко
Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста
В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности, с одной стороны, как непродолжительном эмоциональном состоянии, с другой – формирующейся чертой характера. Система дошкольного образования в нашей стране одной из основных задач ставит «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», что отражено в ФГОС ДО [1].
Публикация «Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблему тревожности у детей дошкольного возраста изучали как отече-ственные (М. В. Астапов, В. А. Бакеев, А. И. Захаров, Н. Е. Лысенко, Н. Д. Леви-тов, Н. В. Имедадзе, Е. И. Рогов, Е. В. Новикова, Б. И. Кочубей и др., так и зару-бежные (З. Фрейд, Р. Кеттелл, Ч. Д. Спилбергер, Ю. Н. Ханин, К. Роджерс, Р. Сирс и др.) ученые.
Термин «тревожность» рассматривается психологами с разных точек зрения, в том числе с опорой на существующие концепции. С точки зрения психоаналитической концепции З. Фрейда, тревога возникает как механизм психологической защиты – вытеснение, который срабатывает при возникновении угрожающих ситуаций. Но данная концепция отражает лишь природу тревоги. А. Адлер в своей индивидуальной теории личности выделяет тревогу как одну из составляющих невроза. К. Хорни приводит сравнение страха и тревоги, утверждая, что тревога имеет субъективный характер опасности в отличие от страха, что отражено в социокультурной теории личности [5].
А. М. Прихожан [8] определяет тревожность, как «переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданиями неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Немов Р. С. дает следующее определение тревожности : «тревожность – постоянно- или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойство, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [7, c. 602].
Тревожность у детей дошкольного возраста может возникать вследствие не-благоприятных форм воспитания (гипоопека, гиперопека, неровное воспитание, авториторизм) и внутриличностных конфликтов (противоречивые, неадекватные, негативные требования со стороны родителей и детского сада, а также в результате сильного испуга, вызванного чрезвычайными ситуациями, бесконтрольным просмотром телевизора.
Тревожность может возникать в разные периоды дошкольного возраста, что связано с появляющимися возрастными кризисами. В младшем дошкольном воз-расте в процессе кризиса 3х лет ребенок испытывает тревогу при вынужденном разрыве с матерью в связи с поступлением в детский сад. В старшем дошкольном возрасте причинами тревоги служат : заниженная самооценка, смена ведущего вида деятельности (с игровой на учебную, подготовка к школьному обучению.
Выявить детей в тревожном состоянии можно по внешним проявлениям в поведении ребенка: постоянное беспокойство, нарушение сна, раздражительность, рассеянность внимания, мышечное напряжение, низкий эмоциональный фон, проблемы с аппетитом, соматические нарушения. Психологами разработаны диагностики, помогающие определить наличие тревожности у детей дошкольного возраста : методика Р. Тэммла «Выбери нужное лицо» [9], тест А. И. Захарова «Страхи в домиках», проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Барашек в бутылке», «Нарисуй свой страх» и другие.
Основными способами коррекции тревожности являются :
1) метод Арт-терапии (изотерапия, игротерапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия);
2) метод телесно ориентированной психотерапии (снятие мы-шечного напряжения, релаксация, танец, дыхательные гимнастики, массаж);
3) коррекция взаимоотношения родителей и детей;
4) метод аффирмации (многократное повторение одной фразы, с целью возникновения эмоционально-положительного отношения);
Выбор способа борьбы с тревожностью у детей дошкольного возраста зависит от причины её возникновения, чаще всего коррекция тревожных состояний представляет собой систему различных мероприятий.
В большей степени, возникновение тревожности у ребенка дошкольного воз-раста связано с существующими внутрисемейными проблемами. Для ребенка до-школьного возраста семья является основным институтом социализации. Вследствие чего психологами разработаны следующие рекомендации для родителей тревожных детей :
1. Избегайте противоречий в выборе дозволенного и запретов на желания ребенка.
2. Не требуйте от ребенка выполнения просьб, действий, кото-рые невозможно выполнить в данном возрасте.
3. Будьте с ребенком искренни и честны, принимайте его положительные и отрицательные стороны.
4. Повышайте самооценку ребенка через телесный контакт и похвалу.
5. Учите ребенка отдыхать, адекватно выражать свои негатив-ные эмоции [12].
Более подробно рассмотрим игротерапию, как один из способов коррекции тревожности у детей. Игротерапия может быть применена для решения двух задач: психологической диагностики и коррекции. В процессе игры можно наблюдать эмоциональные нарушения ребенка; благодаря созданной игровой ситуации дети выражают свои эмоции, переживания, страхи.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности в которой переплетаются реальное и воображаемое ребенком. Й. Хё йзинг определяет игру как: «добровольное, спонтанное, свободное, эмоционально насыщенное действо, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь» [11]. З. Фрейд [9] говорил об игре следующим образом: «Самая любимая всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится.» Игра для ребенка является комфортным состоянием, так как в воображаемом мире он находится в безопасности, может становится любим героем перенимая на себя желаемую роль. Также в игре он может устанавливать правила, проявлять себя и набираться опыта общения со сверстниками. Ж. Пиаже рассматривал игру как взаимосвязь опыта и отвлеченного мышления, в которой ребенок с помощью предметов-заменителей и игрушек обыгрывает реально пережитые ситуации [2]. Педагоги и психологи подчёркивают значительное влияние игры на различные сферы психики. Она способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Игротерапия зародилась в начале 20 века, как отдельное психотерапевтическое направление и сразу обрела большую популярность в практике коррекционной работы педагогами и психологами. Основоположник детского психоанализа Хуг-Хельмут впервые рекомендовала использовать игрушки в психотерапевтической работе для проявления детьми себя. М. Клейн была первой, кто разработал определенный набор игрушек для осуществления игротерапии : миниатюрные деревянные игрушки, пластилин, ножницы, бумага, карандаши и другое, через которые ребенок мог воспроизводить в реальность свои задумки [2].
Существует две формы игротерапии : активная, в которой психолог искус-ственно создает игровую ситуацию для выявления нужных психологических показателей и их коррекции, и пассивная, представляющая собой наблюдения за игрой ребенка без вмешательства.
В работе психолог может использовать игротерапию в индивидуальной и групповой работе. Индивидуальная работа своей целью имеет отработку ребёнком личных психотравмирующих состояний в процессе игры. В свою очередь групповая работа в большей степени направлена на освоение новых социальных ролей и взаимодействие с социумом. Психологами рекомендуется для снижения тревожности у детей применять групповую работу.
Игротерапия подразумевает выполнение определенных требований в работе с тревожными детьми :
1. Постепенное включение ребенка в незнакомую для него иг-ру, желательно сначала разрешить понаблюдать со стороны, как играют другие дети.
2. Рекомендуется подбирать игры без состязательных момен-тов.
3. Использовать плавный переход от одного вида игры к другому, учитывая игровой опыт ребенка.
4. Обсуждать с ребенком правила игры, для предотвращения усиления тревожности.
5. Пред началом терапии необходимо установить эмоциональный контакт между психологом и ребенком.
6. Игротерапию целесообразно начинать с выполнения релак-сационных и дыхательных упражнений.
Костина Л. М. отмечает, что игротерапию для коррекции тревожности у детей дошкольного возраста можно считать эффективной при получении определенных показателей:
• уменьшение количества фобий;
• повышение самооценки;
• улучшение эмоционального фона;
• появление навыков социального взаимодействия без прояв-ления тревожных реакций;
• нормализация уровня требований ребенком по отношению к себе;
• научение проживания ребенком тревожных ситуаций в самостоятельной игре [5];
Таким образом, можно сказать, что игротерапия является более эффективным способом психологической коррекции тревожности детей дошкольного возраста, что в первую очередь связано с значением игры для ребенка на данном этапе развития.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
2. Абакарова, Э. Г. Игровая терапия как модифицированный психокоррекционный метод, направленный на восстановление механизмов конституциональной компенсации и адаптации / Э. Г. Абакарова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №6. - С. 313-318.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - М. : Пер Сэ, 2012. - 160 c.
4. Ждакаева, Е. И. Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений / Е. И. Ждакаева // Омский научный вестник. – 2011. - №6. - С. 160-163.
5. Костина, Л. М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников / Л. М. Костина // Вестник МГТУ. - 2004. - №2. - С. 347-353.
6. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. - М. : Знание, 1988. - 80 c.
7. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 639 c.
8. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2000.- 304 c.
9. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей
10. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М. : 1997. - 552 c.
11. Хёйзинга, Й. Человек играющий / Й. Хёйзинга. - Санкт-Петербург. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.- 416 с.
12. Шарова, В. Повышенная тревожность у детей. Советы психолага [Электронный ресурс] : статья / В. Шарова // 2012. - Режим доступа: https://pishikrasivo.ru/povyshennaya-trevozhnost-u-deteysovety-psihologa.