Ольга Романова
Игротерапия застенчивости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изучением и нахождением наиболее эффективных методов коррекции феномена застенчивости в настоящее время интересуется все больше психологов. Е. И. Гаспарова и Ю. М. Орлова охарактеризовали застенчивость как свойство личности, для которого характерно отсутствие свободы общения, а также наличие внутренней скованности поведения, которая затрудняет реализацию наследственного и личностного потенциала индивида в полной мере.
Публикация «Игротерапия застенчивости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Застенчивость можно охарактеризовать как особую черту характера, проявляющаяся у многих людей, как детей, так и взрослых. Данная особенность является самой распространенной причиной появления трудностей в общении с другими людьми.
Известно, что дошкольный возраст является особым периодом развития ребенка, в котором развиваются общие способности, необходимые каждому человеку в любом виде деятельности. По мнению психологов, застенчивость, проявляющаяся у детей дошкольного возраста заслуживает особого внимания по той причине, что она способна оказать весомое влияние на дальнейшее развитие ребенка и его социализацию в целом.
Застенчивых детей можно определить, выявив некоторые особенности в их поведении: проявления амбивалентного поведения, избирательность в контактах с людьми, ощущение эмоционального неудобства при общении с незнакомым человеком, а также страх публичных выступлений. При проявлении вышеперечисленных особенностей у ребенка дошкольного возраста, необходимо своевременное проведение с ним психокорреционной работы по корректировке и устранению застенчивости.
С каждым годом число детей с различными трудностями в поведении, в том числе застенчивостью, увеличивается. Это связано, прежде всего, с ускоренным и постоянно меняющимся темпом жизни, в котором взрослому не всегда удается вовремя заметить и устранить проявляющиеся нарушения в поведении ребенка. В свою очередь, работа педагогов и психологов направлена на помощь родителям в поиске адекватных методов воздействия на поведение ребенка. Одним из таких методов является игротерапия.
Игра представляет собой самостоятельную деятельность, в которой ребенок взаимодействует со сверстниками: они вместе ставят общие цели, прилагают усилия для их достижения, а также обмениваются своими переживаниями.
Дети, как известно, цветы жизни, а взрослый для ребенка подобен опытному садовнику, который не стремиться вырастить из астры розу, а обеспечивает для каждого растения благоприятные условия развития. Целью игротерапии стоит не изменение и перестраивание ребенка, научение его определенным поведенческим навыкам, а предоставление возможности проиграть, прожить в игре волнующие его состояние. Деятельность взрослого здесь – поддержка ребенка, сопереживание ему, а также выделение ему необходимого внимания. Использование игры как психокоррекционного метода в работе с застенчивыми детьми, одним из основных направлений является формирование полноценной игровой деятельности. Продолжительность игрового сеанса не должна превышать 30 минут, а психокоррекционное воздействие может длится от нескольких дней до нескольких месяцев.
В процессе игротерапии, по мнению А. И. Захарова, необходимо придерживаться определенной последовательности психокоррекционных методов. Начинать процесс игротерапии необходимо с беседы с ребенком, которая постепенно перейдет в спонтанную игру. Спонтанная игра, в свою очередь, направляется психологом в нужное русло, где далее происходит внушение. Следует отметить, что детей не нужно учить играть. Они делают это спонтанно, не ставя перед собой конкретных целей. Обучение и научение происходит постепенно и незаметно на протяжении всей игры.
Появление застенчивости у ребенка дошкольного возраста в основном характерно для детей с заниженной самооценкой. Ребенок считает себя хуже, слабее, некрасивее других детей и, впоследствии, начинает избегать контактов с окружающими людьми. Оказание поддержки и помощи ребенку в преодолении застенчивости – задача вполне осуществимая, но требующая сил, времени и интегрированного взаимодействия всех взрослых, окружающих ребенка. Необходимо раннее выявление и проведение коррекционной работы по преодолению застенчивости у ребенка. Становясь старше, ребенок формирует в себе стереотип застенчивого поведения, который впоследствии закрепляется и сложнее поддается корректировке. Именно игротерапия в дошкольном возрасте способна дать наиболее эффективный результат, так как максимально приближена к естественной деятельности дошкольника.