Ольга Романова
Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности, с одной стороны, как непродолжительном эмоциональном состоянии, с другой – формирующейся чертой характера. Система дошкольного образования одной из основных задач ставит «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», что отражено в ФГОС ДО.
Публикация «Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Выявить детей в тревожном состоянии можно по внешним проявлениям в поведении ребенка: постоянное беспокойство, нарушение сна, раздражительность, рассеянность внимания, мышечное напряжение, низкий эмоциональный фон, проблемы с аппетитом, соматические нарушения. Психологами разработаны диагностики, помогающие определить наличие тревожности у детей дошкольного возраста : методика Р. Тэммла «Выбери нужное лицо», тест А. И. Захарова «Страхи в домиках», проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Барашек в бутылке», «Нарисуй свой страх» и другие.
Основными способами коррекции тревожности являются : метод Арт-терапии (изотерапия, игротерапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия); метод телесно ориентированной психотерапии (снятие мышечного напряжения, релаксация, танец, дыхательные гимнастики, массаж); коррекция взаимоотношения родителей и детей; метод аффирмации (многократное повторение одной фразы, с целью возникновения эмоционально-положительного отношения).
Более подробно рассмотрим игротерапию, как один из способов коррекции тревожности у детей. Игротерапия может быть применена для решения двух задач: психологической диагностики и коррекции. В процессе игры можно наблюдать эмоциональные нарушения ребенка; благодаря созданной игровой ситуации дети выражают свои эмоции, переживания, страхи.
Игротерапия зародилась в начале 20 века, как отдельное психотерапевтическое направление и сразу обрела большую популярность в практике коррекционной работы педагогами и психологами. Основоположник детского психоанализа Хуг-Хельмут впервые рекомендовала использовать игрушки в психотерапевтической работе для проявления детьми себя. М. Клейн была первой, кто разработал определенный набор игрушек для осуществления игротерапии : миниатюрные деревянные игрушки, пластилин, ножницы, бумага, карандаши и другое, через которые ребенок мог воспроизводить в реальность свои задумки.
Существует две формы игротерапии : активная, в которой психолог искусственно создает игровую ситуацию для выявления нужных психологических показателей и их коррекции, и пассивная, представляющая собой наблюдения за игрой ребенка без вмешательства.
В работе психолог может использовать игротерапию в индивидуальной и групповой работе. Индивидуальная работа своей целью имеет отработку ребёнком личных психотравмирующих состояний в процессе игры. В свою очередь групповая работа в большей степени направлена на освоение новых социальных ролей и взаимодействие с социумом. Психологами рекомендуется для снижения тревожности у детей применять групповую работу.
Игротерапия подразумевает выполнение определенных требований в работе с тревожными детьми : постепенное включение ребенка в незнакомую для него игру, желательно сначала разрешить понаблюдать со стороны, как играют другие дети; рекомендуется подбирать игры без состязательных моментов; использовать плавный переход от одного вида игры к другому, учитывая игровой опыт ребенка; обсуждать с ребенком правила игры, для предотвращения усиления тревожности; пред началом терапии необходимо установить эмоциональный контакт между психологом и ребенком; игротерапию целесообразно начинать с выполнения релаксационных и дыхательных упражнений.
Л. М. Костина. отмечает, что игротерапию для коррекции тревожности у детей дошкольного возраста можно считать эффективной при получении определенных показателей: уменьшение количества фобий; повышение самооценки; улучшение эмоционального фона; появление навыков социального взаимодействия без проявления тревожных реакций; нормализация уровня требований ребенком по отношению к себе; научение проживания ребенком тревожных ситуаций в самостоятельной игре.
Таким образом, можно сказать, что игротерапия является эффективным способом психологической коррекции тревожности детей дошкольного возраста, что в первую очередь связано со значением игры для ребенка на данном этапе развития.