Евгения Модлина
Игротерапия как средство развития познавательных процессов дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия как средство развития познавательных процессов дошкольников в ДОУ
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Мы порой не придаем значению, какое значение в жизни наших детей имеют игры. Игры, это самый лучший путь к избавлению от страхов и к умению общаться.
Публикация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Мало определить проблему с помощью игровой терапии, можно подсказать малышу правильное поведение. На занятиях с использованием игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую дошкольник постепенно учится контролировать. Знаменитые «Гуси-лебеди», «Казаки-разбойники» или «Стрелялки» дают возможность избавиться от негатива. Ребенок берет на себя роли доброго героя, а потом и злого, учится сопереживать и понимать оппонента. Участвуя в активных событиях, малыш учится с помощью игры общению. «Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой кругозор»
Игротерапия выполняет следующие функции:
1. Коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.
2. Релаксационную — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему
3. Воспитательную — психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций
4. Развивающую — развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы.
5. Обучающую — обогащение информацией об окружающем мире.
Посредством игры решаются следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Формирование навыков культурного поведения.
5. Обогащение представление об окружающем мире,
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций.
Подвижные игры являются средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения.
Дидактические игры — одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе которых, дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли, т. е. представляют себя другим лицом, совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения в совместной деятельности. В ходе игры ребенок познает окружающий мир и усваивает общественный опыт, у него развивается стремление к обучению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок запоминает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры — это разновидность сюжетно-ролевых игр, но они развиваются по заранее продуманному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка — проговаривания реплик. Здесь необходимы и выразительные интонации и типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
В ходе конструктивных игр у малышей развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика рук.
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Эти игры так же помогут в:
- обеспечении эмоциональной разрядки – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых порцией жизнерадостности и оптимизма;
- уменьшении страха неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
- улучшении в поведении и способности быстро принимать решения;
- освоении групповых правил поведения;
- налаживании контакта между родителями и детьми;
- развитии ловкости и координации движений.
В игротерапии существует множество игр для детей, направленных на развитие памяти, на формирование коммуникативных качеств детей, игры, направленные на развитие эмоционально-волевых качеств. В этом множестве существуют еще игры, которые развивают нравственные качества детей.
Цель которых: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии.
Вашему вниманию предлагаю следующие игры:
Добрые волшебники
Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его плохими словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставал смеяться и становился злым. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»
Многие дети охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто хочет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
Волшебные очки
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и т. д.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и внимательно рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Комплименты
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
Царевна-Несмеяна
Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать у нее улыбку или смех.
В качестве Царевны-Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка, а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.
Подарки
Перед игрой педагог готовит различные интересные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, косынки, мишуру и пр. Все это заранее раскладывается на специальном столе и закрывается тканью, чтобы дети раньше времени не обнаружили это «богатство».
В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки.
«Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит в коробку, а потом подарит своему товарищу. Посмотрите, какие красивые подарки приготовлены для вас!» — говорит педагог. Он открывает приготовленные украшения и дает детям полюбоваться ими. Потом дети присаживаются на стульчики, которые стоят спиной к столу с подарками. Взрослый спрашивает одного из них, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, с которой тот отправляется к столу. «Интересно, что выберет Маша (Макар, Соня и пр.) и кому он подарит свой подарок?» — говорит взрослый, обращаясь к остальным. И тут же объясняет важное правило игры: не подглядывать, что выбирает Маша и не выпрашивать для себе подарки.
Потом ребенок вместе с подарком в коробке подходит к тому, для кого этот подарок выбран. Торжественная передача подарка происходит при активном участии взрослого, который показывает всем детям подарок, если нужно, помочь в украшение и подсказывает, что за подарок обязательно следует поблагодарить.
Так по очереди все дети выбирают и дарят подарки друг другу.
Главная задача этих и подобных игр — показать «трудным» детям, что все остальные к ним нормально относятся и готовы сказать и сделать им что-то приятное. Однако далеко не все агрессивные или замкнутые дети сами готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки.
Ни в коем случае нельзя заставлять их делать все это или ругать за несоблюдение правил! Все игры должны быть основаны только на добровольном участии.
Опыт показывает, что когда такие дети слышат приятные слова в свой адрес, когда их хвалят и дарят им подарки, они перестают баловаться и шутить и получают огромное удовольствие. Поэтому лучше сначала делать центром внимания непопулярных детей и всячески подчеркивать их достоинства. Такое внимание со стороны других детей рано или поздно вызывает ответную реакцию: они станут полноценными участниками этих игр и начнут говорить приятные слова другим и делать им подарки.
Конкурс хвастунов
Дети садятся в круг, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».
После вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также «масштаб» этих достоинств — это могут быть новые тапочки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед остальными. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-нибудь маленьким призом (картинка, бумажная медаль, значок и пр.).
Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка пристальный интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.
Коррекционной работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, слова. Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки.
Задача психолога в этих случаях - привлечь внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» — важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Вот некоторые из них.
Испорченный телефон
Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Никита шепотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Никита». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Никита делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.
Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У кошки длинный нос, а у собаки длинный хвост» или «Когда рыбки зевают, они рот не открывают».
Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер понарошку «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.
Зеркало
Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону, а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.
Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое).
Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».
Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем
Дети делятся на группы по 4-5 человек и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие.
Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». «Зрители» внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями и на сцену выходит следующая группа.
Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик и пр.). Потом этот ребенок показывает то же действие третьему, сидящему в ряду, третий — четвертому и т. д. Так по очереди дети открывают глаза и передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.
Эхо
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, поясняет, что увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки.
После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания, например: «Ау-у-у-» или «Тр-р-р-п» и т. п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает «несинхронно», т. е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно.
Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
Эту же игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало», которое может одновременно отражать не только движения, но и звуки другого.
Бабушка Маланья
Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения. Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Волны
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в море. В море волны ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
Движения
Дети движутся по кругу, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.
Присаживаются на корточки.
Повторяют за ведущим любое смешное движение.
После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает чувство причастности. В следующей игре такая общность переживания создается особенно остро, потому что это чувство опасности.
Утка с утятами
В игре участвуют «мама-утка» (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка, «маленькие утята» (4-5 детей) и «хищный коршун», который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый — ведущий). Сначала «мама- утка» с «утятами» греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает «хищная птица» и пытается выкрасть утят.
«Мама-утка» должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую большую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.
Связующая нить
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Дети передают клубок и говорят свои пожелания другим. Начинает взрослый, показывая пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.