Римма Ноздрина
Развивающая программа «Учимся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями с помощью игровой деятельности.
Задачи программы.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями с помощью игровой деятельности.
Развитие наглядно-образного, логического мышления у детей через игровую деятельность.
Развития внимания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями с помощью игровой деятельности.
Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
Публикация «Развивающая программа „Учимся играя“» размещена в разделах
Помочь детям научиться устанавливать длительные дружеские контакты, работать в коллективе.
Предполагаемый результат.
Улучшение показателей познавательных процессов и математических способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
Повышение самооценки у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
Повышение показателей коммуникативности.
Развитие мелкой моторики рук.
Основные формы реализации программы : Игровая деятельность
настольно-печатные игры,
словесные игры,
Работа с раздаточным материалом
карточки с заданием,
картинки,
кубики,
мяч и другие материалы по мере необходимости.
Длительность занятий: 2 раза в неделю.
Индивидуальные – 20 минут.
Групповые – 30 минут.
Занятие №1
Игра «Что лишнее в каждой рамочке»
Цель: развитие логического мышления.
Форма: индивидуальная.
Для игры понадобятся три картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Воспитатель раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их обобщающим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, корова, собака и петух; рябина, береза, дуб и сорока.
Игра «Сложи дорожку для цыпленка» (Развивающая игра Никитина) Серия СУ.
Цель: В игре развивается способность детей к анализу и синтезу, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы, тренировка распределения внимания, логического мышления, развитие мелкой моторики рук.
Форма: индивидуальная.
Ребенок складывает разноцветные дорожки по образцу. Называет цвета.
Физминутка «Вышла – курочка гулять»
Занятие №2
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»
Цель: развитие мышления, воображение, фантазии, находчивости, сообразительности, умение перевоплощаться.
Форма: индивидуальная.
Игра заключается в том, что воспитатель предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Воспитатель загадывает простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают.
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, (А. Барто.) Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Физминутка
«Ветер дует нам в лицо» (2-3минуты)
Игра "Найди различие"
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Форма: индивидуальная
Детям предлагают картинки, нужно найти различия между ними.
Занятие №3
Игра «Потерявшаяся игрушка»
Цель: развитие мышления, памяти, внимания, умения сосредоточиться.
Форма: индивидуальная.
На стол пять-шесть небольших игрушек. Предложить ребенку запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время убрать одну из игрушек, и попросите его угадать, что вы спрятали. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начинаем игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число.
Предложить ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменять две-три из них местами. Попросить угадать. Какая игрушка занимает не свое место.
Пальчиковая гимнастика.
«Как у кота шубка очень велика»
Игра «Соедини линией»
Цель: развитие мышления, умения следовать правилам.
Форма: индивидуальная.
На картинке предметы (барабан, кисть, лопата, ведро, зубная паста, щетка, палочка барабанные). Предложить ребенку, соединить линией те предметы, которые сочетаются друг с другом.
Занятие №4
Игра «Аквариум»
Цель: развитие логического мышления, зрительной памяти
Форма: индивидуальная.
На картинке аквариум, где плавают рыбы, нужно показать в аквариуме место расположении рыбок. Найти одинаковые рыбки.
Пальчиковая гимнастика
«Веселая мышка»
"Игры с кубиками "(Развивающие игры Никитина)
Цель: развитие мышления, умения следовать правилам, работать по образцу.
Форма: индивидуальная.
Ребенок по образцу складывает из кубиков фигуры «Собаку» «Цветочек» «Рыбку»
Занятие №5
«Игры в звуки»
Цель: развитие мышления, внимания.
Игра развивает фонематический слух, умение определять место звука в словах, готовит ребенка к быстрому чтению.
Форма: индивидуальная.
Игра в «звуки» воспитатель называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если ребенок хорошо справляется с заданием, предложить ему картинку с сюжетом,попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «А» «Б» стоит в начале, в конце или в середине.
Релаксация «Шалтай-болтай»
Игра «Дом, который построили друзья».
Развитие памяти, внимания, мышления.
Форма: групповая.
Детям необходимо собрать разрезной дом и определить все ли детали соответствуют этому дому. И какая деталь лишняя.
Зрительно обследовать рисунок, все ли на нем в порядке? У каких вещей на рисунке неправильная форма? Какую форму они должны иметь.
Занятие №6
Игра «Слушай звуки!»
Цель: развитие активного внимания. Стимулирование внимания.
Форма: групповая.
Дети идут по кругу. Звучит низкий звук – и дети становятся в позу «плакучей ивы» : ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На высокий звук дети становятся в позу тополя: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук
Физминутка.
«Цветок»
Игра «Пол, стены потолок»
Цель: развитие внимания, памяти
Форма: групповая.
Дети сидят в кругу, при хлопке воспитателя дети показывают пол, при двух хлопках - стены, при трех – потолок.
Игра «Веселый карандаш»
Цель: развитие внимания, ориентировка на листе бумаги,
Форма: индивидуальная.
Детям необходимо соединить линией одинаковые бабочки. Собрать букет из одинаковых цветов.
Занятие №7
Игра «Слушай хлопок»
Цель: Развитие активного внимания.
Форма: групповая
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «цапли» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки- в стороны). на два хлопка – позу «лягушки»(присесть на корточки, на три хлопка – возобновить ходьбу.
Физминутка.
«Зайчики»
Игра «Найди в мешочке нужные предметы»
Цель: Развитие у ребенка внимания, познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Форма: индивидуальная.
Ребенку дается задание выбрать из геометрических фигур, спрятанных в мешке только кубики, (овощи, игрушки) затем менять задание. «Найди фигуры на картинке»
Занятие №8
Игра «Живые слова»
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
Форма: групповая.
Каждому играющему присваивается название слова. Затем придумывается предложение, или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая слова хлопает в ладоши, и занимает свое место в предложение, затем вторая и т. д. Когда предложение целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Физминутка.
«Мартышки»
Игра «Противоположности»
Цель: развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания.
Форма: индивидуальная и групповая
Ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению
(большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, над, сверху, открыты, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало т. п.
Занятие №9
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимание связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов
Форма: групповая.
Дети сидят в кругу. Если ведущий говорит «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается-считается проигравшим
Физминутка.
«Буратино»
Игра «Карлики и великаны»
Цели: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование внимания, быстрота реакции.
Форма: групповая
По команде «карлики» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
Занятие №10
Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Форма : индивидуальная
Ребенку необходимо посмотреть на рисунки в течение 10 секунд, затем закрыть рисунки и постарвться вспомнить и назвать все нарисованные предметы.
Физмиутка.
«Солнце»
Игра «Помоги ежику дойти до яблока» (лабиринт)
Цель: развитие внимания, памяти аналитических способностей
Форма: индивидуальная
Физминутка.
«Кузнечик»
Игра «Пчелка и улей» (лабиринт)
Цель: развитие логического мышления, ориентировки на листе бумаги.
Форма: индивидуальная.
Игра с кубиками.
Форма: индивидуальная, групповая
«СЛОЖИ УЗОР» (СУ)
Цель: В этой игре развивается способность детей к анализу и синтезу, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы
Список используемой литература для педагогов.
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М. : Ось-89, 1997.
Материал из интернета.