Елена Денисенко
Играем вместе с мамой. Игры по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Возникает необходимость повысить интерес детей к занятиям, вовлечь ребёнка в игровой, учебный процесс.
Куб «Сосчитай-ка»
Это куб – универсальный, его можно использовать для разных видов заданий. Кубики с картинками мама может сделать сама. И занятие с ребенком превратится в увлекательную игру.
Публикация «Играем вместе с мамой, Игры по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию фонематических процессов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Ход игры : Ребенок бросает куб и выполняет задание столько раз, сколько точек на выпавшей грани. Или ребенок ориентируется на цифру на грани куба. Например, выпала грань с цифрой 3.
Виды заданий:
-Назови любые 3 слова, 3 слога, 3 звука (гласные или согласные);
-Придумай 3 слова с изучаемым звуком. «С» -стакан, маска, сумка. Придумай 3 слова со звуком «С» в начале, в середине, в конце слова;
-Придумать слово с заданным количеством звуков или слогов. 3 звука - суп, нос, лис;
-Придумай 3слова-признака (мягкий, смешной, зеленая, 3 слова - действия к предмету (бежит, говорит, лежит, явлению.
-Назови 3 предмета к изучаемой лексической теме (Овощи- помидор, морковь, репа);
-Составь предложение, в котором 3 слова (Соня пьем сок);
-Образование сложных прилагательных и согласование с числительными. Лексическая тема «Птицы». 3 красногрудых снегиря, 3 длиннохвостых сороки, 3 желтогрудых синицы;
-Счёт предметов путем согласования частей речи (2 мяча, 4 куклы, 5 красных карандашей и т. д.).
Куб «Фигуры»
Цель: формирование представлений о геометрических фигурах. Обучение соотнесению предметов и объектов по форме и величине. Учиться согласовывать имя прилагательное с именем существительным. Автоматизация звуков в словосочетаниях.
Ход игры : На гранях куба геометрические фигуры.
-Ребенок бросает куб и называет фигуру и соответствующий ей по форме предмет (круглый шар, квадратная скатерть, треугольное печенье, овальный огурец и т. д.).
-Ребёнок называет предметы в комнате в соответствии с выбранной формой (круглое окно, круглый шкаф, круглый мяч, круглые часы, круглая голова). Уточняется, что бывает, а что нет.
-Можно посчитать количество углов у фигуры и придумать слово с заданным слоговым составом, звуковым. Если у фигуры нет углов, задание придумывает педагог.
Педагог может соединить в игре 2 куба – куб с цифрами и предметами. 2 медведя, 3 козы и т. д. Кубы с цифрами, формами и предметами. 2 круглых мяча, 5 квадратных окон, 2 треугольных конфеты и т. д.
Куб «Мы – фантазёры»
Цель: развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, словесно-логического мышления, мелкой моторики. Автоматизация звуков в речи, развитие фонематического восприятия. Учимся составлять разные типы предложений.
Оборудование: белые кубики из картона, дерева (размером 5 на 5 см, детские наклейки на разные лексические темы, наклейки с разными группами звуков.
Ход игры : - дети самостоятельно выбирают наклейки, приклеивают их и составляют предложения с данным предметом, или составляют рассказ, поворачивая кубик. Дети могут обмениваться кубами и составлять новые истории. Данная работа проводится индивидуально с ребенком или малыми подгруппами.
-По заданию логопеда дети выбирают из набора наклейки, с определенным звуком, позицией звука в слове и наклеивают их на куб. Потом придумывают предложения с данным словом.
Куб «Разные слова»
Цель: развитие логического мышления, умения подбирать слова по смыслу, существенному признаку, назначению.
Ход игры : Дети, педагога передают куб по кругу под считалку: «12345. Будем кубик мы вращать». Ребенок, на ком остановилась считалка, выбирает любую грань. И дети к данному слову – прилагательному подбирают слова - существительные по ассоциации. Например, «Быстрые» (картинка с гоночной машиной) - ракета, самолет, ураган, орел, гепард. «Веселые» - праздник, клоун, шары, подарок, торт.
Слова: веселые, быстрые, сладкие, грустные, большие, слова с окошком (вагон, чердак, дом). «Грустные» слова помогут взрослому понять, что беспокоит ребенка.
Таким образом, использование игровых кубиков создаёт благоприятную обстановку во время занятия, у ребенка появляется желание участвовать в коррекционном процессе со взрослым, через игру с кубами.