Наджие Халилова
Конспект занятия «Играем со Звуковичком» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Играем со Звуковичком»
Сюжетно-игровая
Актуальность:
Согласно ФГОС коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения. Для дошкольников занятия по автоматизации звуков трудны, они быстро устают и становятся невнимательными. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Публикация «Конспект занятия „Играем со Звуковичком“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Игровые упражнения, направленные на автоматизацию звука, способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движению губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления.
Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
Цель:
Автоматизация и закрепление в речи звука [Л].
Задачи:
1. Развитие навыков фонематического анализа:
-умения определять положение звука в слове;
- определять количество слогов в слове;
-определять, к какому слову подходит заданный слог;
2. Обогащение словаря прилагательных, глаголов, развитие умение образовывать притяжательные прилагательные.
3. Развитие навыка совмещения активной речевой и двигательной деятельности.
4. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
5. Развивать тактильные, зрительные ощущения, речь, воображение.
6. Развивать органы чувств и вестибулярный аппарат, формировать умение расслабляться.
Материал и оборудование: сенсорная дорожка, песочница, игрушки, пуфы, мячи, сухой бассейн, мячи "Су-джок", игрушка Гном-Звуковичок, сухой дождь.
Форма проведения: подгрупповое логопедическое
Методы и приемы:
Словесные:
• Беседа
Наглядные:
• Рассматривание игрушек в песочнице
• Рассматривание картинок на листочках
Организационные:
• Ритуал приветствия
• Создание игровой мотивации
• Релакс
• Рефлексия
• Сюрпризный момент
Мотивирующие :
• Загадывание загадок-чистоговорок
Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:
• Двигательные упражнения
• Артикуляционная гимнастика
• Работа в песочнице
• Упражнение "Су-джок"
Место проведения: сенсорная комната.
Возраст обучающихся: подготовительная группа
План проведения:
1. Организационный момент с элементами психогимнастики.
1.1. Ритуал приветствия: "Волшебная страна"
1.2. Создание игровой мотивации.
2. Основная часть
2.1. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости)
2.2. Двигательные упражнения.
2.3. Объявление темы занятия.
2.4. Артикуляционная гимнастика:
• общие артикуляционные упражнения;
• специальные артикуляционные движения;
• упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
2.5. Работа в песочнице.
Автоматизация звука [Л] в слогах.
Автоматизация звука [Л] в словах.
Автоматизация звука [Л] в предложениях.
2.6. Релакс.
2.7. Самомассаж с элементами "Су-джок"-терапии.
3. Рефлексия.
4. Итоговый анализ (достижение результата).
5. Сюрпризный момент.
Ход занятия:
1. Организационный момент с элементами психогимнастики.
Звучит спокойная музыка, заходим в сенсорную комнату.
1.1. Ритуал приветствия: "Волшебная страна"
Дети стоят в кругу, держат в руках звездную нить.
В страну волшебства отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
Мы будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Соседу сосед, то есть друг другу,
Приветствие доброе скажем по кругу.
Дети передают по кругу приветствие, поворачиваются к своему соседу, улыбаются: "Доброе утро!"
1.2. Создание игровой мотивации.
Появляется Звуковичок.
Звуковичок : Ваше путешествие начинается! Но помните, гуляя по моей стране, не забывайте про мой любимый звук. В добрый путь!
2. Основная часть
2.1. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости)
Логопед: Ребята, как вы думаете какой звук любимый у Звуковичка? Посмотрите какого цвета у него костюм, какой звук обозначает этот цвет? (твердый согласный). Как много листьев разбросано по тропинке (ортопедические коврики, давайте соберем букет, может найдем подсказку.
2.2. Двигательные упражнения.
2.3. Объявление темы занятия.
Разбросала осень листья, разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдем, в букеты листья соберем.
Лист кленовый, лист с осины, лист дубовый, лист рябинки.
Рыжий тополиный лист. На дорожку спрыгнул вниз.
(на листочках звук [Л] с картинками). Это звук [Л], давайте назовем слова с любимым звуком Звуковичка в начале, середине и конце.
- Ответы детей (лак, лампа, юла, пила, котел, стул, стол и т. д.)
2.4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Молодцы, ребята! Понравилось вам гулять по тропинке здоровья? Но пора двигаться дальше. (разложенные мягкие пуфы) Что мы видим? Да это пеньки! Присаживайтесь, тут очень удобно заниматься артикуляционной гимнастикой.
Проводим артикуляционную гимнастику "Сказка о Волшебном язычке"
Наступило воскресенье, и Язычок решил погулять в парке. Он медленно шел по дорожке и слушал, как шуршат листочки под его ногами ( произносить: "Ш-Ш-Ш"). в небе ярко светило солнышко. Громко каркали вороны ( произносить: "КАР-КАР-КАР"). Подул осенний ветерок ( произносить: "С-С-С", листочки закружились сначала в одну сторону (облизать губы справа налево, потом - в другую (облизать губы слева направо). Около камня Язычок заметил, как улитка то выползала из своего домика и оглядывалась по сторонам (упражнения "Иголочка" + "Часики" : высунуть узкий язычок, повернуть налево - направо, спрятать в рот; повторить 5 раз, то пряталась.
На скамеечке у старого дуба сидели Слоник и Лягушка и о чем-то тихо беседовали (упражнения "Слоник" + "Лягушка" : вытянуть губы "хоботком", улыбнуться, обнажив зубки; повторить 5 раз).
Язычок увидел качели. Он сел на них и начал раскачиваться вверх-вниз, вверх-вниз (упражнение "Качели" : узкий язычок дотрагивается сначала до верхней, потом - до нижней губы). Вскоре Язычку захотелось кушать. От голода животик его стал тонким-тонким (втянуть щеку и удержать в течении 7-8 секунд). Он купил себе пирожок и съел его (упражнение "Окошко" : рот открыть, затем медленно закрыть его; повторить 5 раз). Его животик сразу же увеличился (надуть щеки и удержать в течении 7-8 секунд).
По дороге в парке гуляла лошадка. Язычок сел и стал на ней кататься: сначала медленно, а потом быстро (упражнение "Лошадка" выполнять в медленном и быстром темпе).
Когда солнышко спряталось за облака, Язычок отправился назад, домой.
2.5. Работа в песочнице.
Автоматизация звука [Л] в слогах.
Логопед: Ребята, тут Звуковичок потерял в песочнице слоги и разбросал игрушки. Давайте поможем найти, из какого слова, названия игрушки, потерялся слог.
( Игрушки: кукла, слон, лошадь, белка, клубок. Слоги: ла, ло, сло, ел, лу)
Автоматизация звука [Л] в словах.
Логопед: Посмотрите на свои игрушки и скажите, сколько слогов в названиях ваших игрушек. Постарайтесь назвать как можно больше слов со слогом, который вам попался.
Автоматизация звука [Л] в предложениях.
Логопед: Составьте предложение с игрушкой, которая вам попалась.
2.6. Релакс.
Логопед: Вы хорошо поработали и можете отдохнуть в сухом бассейне.
(Дети купаются, звучит спокойная музыка, дети расслабляются и релаксируют, находят корзинку с су-джок мячиками)
2.7. Самомассаж с элементами "Су-джок"-терапии.
Логопед: Какие мячи в бассейне? (цветные, круглые, гладкие). А что вы нашли в корзинке? Мячики су-джок, какие они? (колючие, маленькие, цветные, поиграем с ними?
"Мяч"
Здравствуй мячик интересный
(перекладываем мячик с одной руки в другую)
Для ребяток ты полезный
Мы с тобой хотим поиграть,
(катаем мячик между ладоней)
Свои ручки развивать.
Мы сожмем тебя немножко
(сжимаем мячик в руках)
И тихонько разожмем
А потом тебя подбросим,
(подбрасываем и ловим мячик)
И тихонечко потрем.
3. Рефлексия.
(гремит гром, звук дождя)
Логопед: бежим под зонтик, это волшебный дождик. Его можно потрогать, потрогайте дождик, закройте глаза и вспомните где мы сегодня были. На дорожке здоровья были? На пенёчках сидели? Корзинку с мячами нашли? С песком играли? А в бассейне с шариками?
Появляется Звуковичок
4. Итоговый анализ (достижение результата)
Звуковичок : Ребята, вы большие молодцы! Вы справились со всеми моими заданиями! Но отпущу я вас, когда мы все проговорим загадочные чистоговорки.
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у папы два. (весла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Пол мести нужна. (метла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
В комнате жужжит. (пчела)
ЛА-ЛА-ЛА,
ЛА-ЛА-ЛА -
Мы забили два. (гола)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Лада моет. (стекло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Мила едет в. (село)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В телефон скажу:. (алло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Свет горит и нам. (светло)
5. Сюрпризный момент.
Звуковичок : Ребята, вы такие умнички. У меня есть для вас гостинцы (корзинка с конфетами). До новых встреч, до свидания!
Дети: Спасибо, до свидания!
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. До свидания, до новых встреч!