Лихоманова Надежда
Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать
звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха
может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звукослоговой структуры слова, трудностям при овладении
грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут
вызвать трудности при обучении письму и чтению.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах
Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в
раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.
Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая
определенные этапы.
1 (начальный) этап.
На этом этапе создается основа для формирования речевого слуха.
Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.
• «Угадай звук»
Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры
(например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами:
песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем реб нку
догадаться по звуку, что лежит внутри.
• «Жмурки»
Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении
звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
• «Вес лый карандашик»
Да м реб нку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам
из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.
2 этап.
На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может
звучать по-разному.
• «Чей голос?»
Записываем на диктофон знакомые реб нку голоса (мамы, бабушки,
отца, брата или сестры, а также голос самого малыша. Его задача –
отгадать, чей голос звучит.
• «Сказка о тр х медведях»
Читаем сказку о тр х медведях реб нку, а затем озвучиваем героев
сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит
мама-медведица, когда – папа-медведь и медвежонок.
• «Спрячемся от волка»
Игру проводим под музыку. Реб нок изображает зайчика, который
бегает по полянке. Если музыка играет тихо – вс спокойно, громко –
ид т волк, нужно прятаться.
3 этап.
Этот этап более сложный. Реб нок начинает учиться различать слова,
похожие по звучанию.
• «Скажи правильно»
Показываем малышу картинку и называем е неверно, заменяя первый
звук в слове любым другим.
Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т. д. Реб нок
должен повторить правильное слово.
4 этап.
Рассказываем реб нку, что слова бывают короткие и длинные, и что
они состоят из слогов.
• «Что лишнее?»
Произносим три одинаковых слога, а четв ртый – похожий: ны-ныны-мы, ту-ту-ту-ду. Реб нок должен найти «лишний» слог.
• «Повтори!»
Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом,
чтобы реб нок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша
повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со.
• «Сосчитай слоги»
Произносим слова вместе с реб нком, в медленном темпе, отхлопывая
по слогам.
5 этап.
На данном этапе реб нок учится различать звуки и выделять их в
слове.
• «Подбери слово»
Всем знакома игра – подбор слов на определенный звук. Кто назовет
больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать реб нка, можно за
каждое слово давать фишки или наклейки.
• «Выбери картинку»
Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук
находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л –
Лампа, мыЛо, стуЛ).
• «Лови звук»
Произносим несколько слов, просим реб нка определить, какой звук
слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.