Ольга Некрасова
Игра в жизни детей с недостатками речи
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с различными недостатками речи дидактическая игра-незаменимое средство преодолеть отставание в психическом и речевом развитии. Значение дидактических игр для детей с различными нарушениями речи :помогает овладеть обобщениями,формировать логические категории и пространственно-количественные представления,обозначающие длину,высоту,величину. Дидактические игры развивают речевую моторику,способствуют постановке,автоматизации звуков,расширению словарного запаса,формированию грамматически правильной речи. Дети с различными речевыми нарушениями нередко затрудняются при названии многих предметов обихода, неточно определяют их назначение и использование, неправильно сортируют предметы по логическим категориям:"игрушки","одежда","мебель","посуда" и др. Поэтому дидактические
Публикация «Игра в жизни детей с недостатками речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
игры должны быть на развитие их логического мышления,на обогащение представлений об окружающем.
Чтобы помочь детям с недостатками речи включиться в дидактическую игру,надо научить ребё нка располагать предметы по логическим группам:(лото "Домашние животные","Посуда","Что где растёт" и др. ,подбирать предметы по форме,величине,цвету,расположению в пространстве, например, в игре"Что надо сделать" требуется собрать предметы по назначению:к большой сюжетной картине подобрать маленькие карточки (девочка хочет спать-нужна кровать,бельё и так далее) и установить между ними логические связи. Дидактические игры должны быть построены так,чтобы ребёнок не затруднялся сказать нужное слово,фразу;в игры надо включить знакомый речевой материал,а также активно участвовать в процессе игры детей,исправлять ошибки,помогать звукопроизношению. Например, для игры в лото подобрать названия овощей на звук с- капуста,свекла, салат,редиска; на шипящие-чашка,ложка,ножик. Это поможет направить внимание детей на логическую связь предметов,научит их различать требуемые звуки. Необходимо не только дать возможность произносить знакомые слова,но побуждать ребёнка связывать восприятие и действие со словом. Поэтому, дидактические игры проводятся с игрушками:с посудой("Накормили куклу",с транспортом,с предметами обихода("Уложили куклу","Гараж",активно вводятся элементы драматизации (в игре"Магазин,""Автобус").Лишь после накопления детьми запаса знаний об окружающих предметах можно переходить к настольно-печатным играм (лото,картинки парные или на классификацию,картинные домино и прочее,цель дидактической игры-развитие речевой возможности ребёнка. На первых этапах лучшее использовать предметные парные картинки и лото,где требуется подбор по тождеству изображений. Например,диких животных надо"расселять" в лесу средней полосы и в тропиках (игра"Кто где живёт?",разнообразные цветы соотнести в поле и на клумбе("Ботаническое лото",подобрать предметы труда людей соответственно их профессиям("Кому что нужно")и тому подобное. На следующих этапах овладения детьми дидактической игрой действия усложняются. Так,в картинках домино принцип подбора пар основывается на выделении лишней непарной картинки,которую надо отложить. Например,игра "В поле,в саду, в огороде", она состоит из таблиц:лес,луг,поле,огород,фруктовый сад и так далее и маленьких карточек,где изображены растения,животные.
У детей с недоразвитием речи страдают как изолированные звуки,так и структура слов в целом (искажения,пропуски слов,звуков,перестановки).Особенности в произношении 2-3-х рядом стоящих согласных звуков,поэтому один из них ребёнок выпускает или искажает (хотя изолированно может этим звуком владеть).Нередко в словах один звук уподобляется другому или слова сокращаются из-за пропуска трудно произносимых звуков, слогов: кавать-кровать, кадали-карандаш и другие. Поэтому,необходимо включать дидактические игры на развитие слухового восприятия,звук,памяти. Например,игра"Кто лучше слышит","Узнай по голосу","Кто позвал","Эхо","кто как кричит".Полезны такие игры,как поиск спрятанного предмета под тихий и громкий звук барабана,имитация звуков("тиканье" часов,"топот" лошадиных копыт и другое).Для постановки и отработки правильного звукопроизношения используются игры "Лошадки"(на звук л-щёлкае языком,"Пчёлы"(ж-жужжат,"Паровоз"(с-выпускают пар,"Кукушка"(к-куковать, игры с картинками на звукопроизношение: "Ку-ка-ре-ку","Малыши","Чья мама?"Для заикающихся дошкольников выбирают дидактические игры,например,на выработку навыков длительного речевого выдоха,плавного темпа речи,спокойного поведения. В зависимости от речевогопериода (сопряжённая речь,ответы на вопросы,рассказ)усложняется материал игры. Используется много игр в стихах("С утра до вечера","Времена года","Твои книжки" и другие).направленных на выработку плавности и выразительности речи. Много игр с вопросами и ответами. Например,в игре "Кому что нужно" детям раздают картинки с животными, к которой надо подобрать, кто чем питается. Игру можно усложнять:ребёнок взял картинку с кошкой,он не показывает её, а загадывает:"мягкая,пушистая,ловит мышей".Дети отгадывают.
Развитию речи способствуют дидактические игры с элементами драматизации "Твои книжки", "Телефон" К. И. чуковского, народные игрушки и другие.
Роль воспитателя в этой работе огромна,поскольку необходим контроль за речью детей и своевременная помощь в закреплении полученных навыков.