МААМ-картинки

Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни

Татьяна Удалова
Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Именно поэтому образовательная область «Коммуникация», представленная в федеральных государственных требованиях, занимает важное место.

Свободное речевое общение ребенка в группе происходит :

Публикация «Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни» размещена в разделах

- во время режимных моментов (в процессе освоения КГН, подготовке к приему пищи, одевания и т. д.);

- во время прогулок;

- в процессе игр;

- в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);

- во время самостоятельной деятельности детей.

Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни : это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.

Важнейшей предпосылкой для развития речи в повседневной жизни, является правильная организация развивающей среды в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

В ходе выполнения режимных моментов, в частности освоение КГН не только учу выполнять действия по предложенным схемам, алгоритмам, но и обращаю внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организую экспериментирование для выявления их особенностей. При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение потешек, небольших стихотворений. Увлекая детей деятельностью по самообслуживанию нужно вызвать у них интерес к предмету. Например, во время умывания даю детям новое мыло в красивой обертке, предлагаю развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!». Дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т. д.

Организованная игровая среда в группе, направлена на развитие игровой деятельности детей и эффективное игровое взаимодействие с детьми.

Во время игровой деятельности дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, поэтому моя задача использовать это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Объединяю детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Включаясь в игры, помогаю детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку, учу детей игровому общению.

При проведении сюжетно-ролевых игр, объясняю не только содержание игры, но и привлекаю самих детей к объяснению содержания.

В обстановке игры своим примером показываю детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих.

Участвуя в одной и той же игре, каждый раз беру на себя новые роли, вступаю с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, побуждаю детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного «кабинета врача», наметить новый маршрут путешествия).

Не менее динамично развитие речи происходит в играх с правилами. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли, все поели., «Лохматый пес», «Кот и мыши» и т. д.

Особое внимание уделяю интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках («Заюшкина избушка», «Лиса и заяц»). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).

Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей во время ознакомления с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержанием, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами, которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.

При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения при заучивании чистоговорок, потешек, считалок, стихотворений произносим отдельные фразы или слова с разной силой голоса и в различном темпе. Для закрепления выученных стихов, скороговорок в группе создана пополняемая картотека, где дети самостоятельно могут закреплять, проговаривать выученные стихотворения, скороговорки, мирилки, считалки и т. д.

Во время проведения наблюдений на прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает логическое мышление, но и связную речь.

Привлекая внимание детей к растениям, деревьям, обращаю внимание на красоту деревьев (Д. игра «Какое?», на сравнение деревьев («Чем отличаются?»)

Наблюдения на прогулке чередуются с играми, трудом.

Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной.

В экологическом воспитании детей использую методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделировании явлений и природы и т. д.

Важное место в речевом развитии детей занимает индивидуальная работа, которая осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.

Индивидуальную работу провожу в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, как в группе, так и на прогулке.

Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.

Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с одним ребёнком (в форме диалога, так и с подгруппой детей.

Большое значение в речевом развитии детей имеет самостоятельная деятельность детей. Для этого в центре художественного творчества размещены схемы последовательности лепки, рисования, трафареты, шаблоны, что позволяет детям в процессе создания и обсуждения художественного образа совмещать речь и деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять признаки («Ленточки красные, длинные, красивые», в процессе лепки задуманного художественного образа, дети закрепляют размер и форму предмета, активизируя словарный запас). Слово помогает осмыслению процесса изображения.

В процессе самостоятельной музыкальной деятельности в центре музыки дети повторяют ранее выученные песенки, попевки, напевают знакомые мелодии. Таким образом, пользуясь музыкальными инструментами, музыкальными альбомами - развивается правильное звукопроизношение и формируется фонематический слух, а так же дети активизируют естественную потребность получать удовольствие от собственной музыкальной деятельности, тем самым развиваются творческие способности, интонационная выразительность.

Трудовое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества положительные взаимоотношения между детьми.

Регулярное участие в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, придаёт им уверенность в своих силах. У них развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, воспитывается ответственность, трудолюбие. Поэтому важно обеспечить систематическое участие всех детей в разных видах труда.

Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эго эмоциональное состояние, поэтому для получения качественного результата труда, формирую речевое общение, учу детей договариваться, обсуждая последовательность в процесса труда по элементарному алгоритму, желанию научить другого и научиться самому.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию связной монологической речи «Времена года» разработана воспитателями средней группыДидактическая игра по развитию связной монологической речи «Времена года» разработана воспитателями средней группы Группа: дидактическое пособие развитию речи (образовательная область «Речевое развитие»). Возраст детей для среднего и старшего дошкольного.

Фотоотчёт из опыта работы «Развитие сенсорных представлений у детей 1 младшей группы в повседневной жизни»Фотоотчёт из опыта работы «Развитие сенсорных представлений у детей 1 младшей группы в повседневной жизни» В 1 младшей группе развитие сенсорных представлений происходит каждый день, будь это свободная, игровая деятельность или занятия музыкальные,.

Консультация для родителей «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Консультация «Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни» Чудесный дар природы – речь, не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей в соавторстве с Литвиненко Ириной Викторовной. Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни.

Мастер-класс для родителей «Развитие внимания и памяти у детей в повседневной жизни» Дефектолог (приветствует родителей) затем задает вопрос: Как вы думаете, для чего человеку нужно внимание? а память? (ответы родителей).

Развитие монологической речи в средней группе «Жизнь животных тайги зимой» Цель Учить детей пересказывать текст в определенной последовательности с помощью опорных картинок. Развивать внимание, память, логическое.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок 1 слайд Визитная карточка. Я, Ларина Татьяна Владимировна. Работаю в Центре развития ребенка №23 «Родничок» воспитателем Городского округа.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 17:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Удалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД