Татьяна Удалова
Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Именно поэтому образовательная область «Коммуникация», представленная в федеральных государственных требованиях, занимает важное место.
Свободное речевое общение ребенка в группе происходит :
Публикация «Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- во время режимных моментов (в процессе освоения КГН, подготовке к приему пищи, одевания и т. д.);
- во время прогулок;
- в процессе игр;
- в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
- во время самостоятельной деятельности детей.
Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни : это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.
Важнейшей предпосылкой для развития речи в повседневной жизни, является правильная организация развивающей среды в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
В ходе выполнения режимных моментов, в частности освоение КГН не только учу выполнять действия по предложенным схемам, алгоритмам, но и обращаю внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организую экспериментирование для выявления их особенностей. При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение потешек, небольших стихотворений. Увлекая детей деятельностью по самообслуживанию нужно вызвать у них интерес к предмету. Например, во время умывания даю детям новое мыло в красивой обертке, предлагаю развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!». Дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т. д.
Организованная игровая среда в группе, направлена на развитие игровой деятельности детей и эффективное игровое взаимодействие с детьми.
Во время игровой деятельности дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, поэтому моя задача использовать это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Объединяю детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Включаясь в игры, помогаю детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку, учу детей игровому общению.
При проведении сюжетно-ролевых игр, объясняю не только содержание игры, но и привлекаю самих детей к объяснению содержания.
В обстановке игры своим примером показываю детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих.
Участвуя в одной и той же игре, каждый раз беру на себя новые роли, вступаю с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, побуждаю детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного «кабинета врача», наметить новый маршрут путешествия).
Не менее динамично развитие речи происходит в играх с правилами. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли, все поели., «Лохматый пес», «Кот и мыши» и т. д.
Особое внимание уделяю интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках («Заюшкина избушка», «Лиса и заяц»). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).
Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей во время ознакомления с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.
Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержанием, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами, которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.
При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения при заучивании чистоговорок, потешек, считалок, стихотворений произносим отдельные фразы или слова с разной силой голоса и в различном темпе. Для закрепления выученных стихов, скороговорок в группе создана пополняемая картотека, где дети самостоятельно могут закреплять, проговаривать выученные стихотворения, скороговорки, мирилки, считалки и т. д.
Во время проведения наблюдений на прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает логическое мышление, но и связную речь.
Привлекая внимание детей к растениям, деревьям, обращаю внимание на красоту деревьев (Д. игра «Какое?», на сравнение деревьев («Чем отличаются?»)
Наблюдения на прогулке чередуются с играми, трудом.
Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной.
В экологическом воспитании детей использую методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделировании явлений и природы и т. д.
Важное место в речевом развитии детей занимает индивидуальная работа, которая осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.
Индивидуальную работу провожу в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, как в группе, так и на прогулке.
Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.
Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с одним ребёнком (в форме диалога, так и с подгруппой детей.
Большое значение в речевом развитии детей имеет самостоятельная деятельность детей. Для этого в центре художественного творчества размещены схемы последовательности лепки, рисования, трафареты, шаблоны, что позволяет детям в процессе создания и обсуждения художественного образа совмещать речь и деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять признаки («Ленточки красные, длинные, красивые», в процессе лепки задуманного художественного образа, дети закрепляют размер и форму предмета, активизируя словарный запас). Слово помогает осмыслению процесса изображения.
В процессе самостоятельной музыкальной деятельности в центре музыки дети повторяют ранее выученные песенки, попевки, напевают знакомые мелодии. Таким образом, пользуясь музыкальными инструментами, музыкальными альбомами - развивается правильное звукопроизношение и формируется фонематический слух, а так же дети активизируют естественную потребность получать удовольствие от собственной музыкальной деятельности, тем самым развиваются творческие способности, интонационная выразительность.
Трудовое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества положительные взаимоотношения между детьми.
Регулярное участие в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, придаёт им уверенность в своих силах. У них развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, воспитывается ответственность, трудолюбие. Поэтому важно обеспечить систематическое участие всех детей в разных видах труда.
Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эго эмоциональное состояние, поэтому для получения качественного результата труда, формирую речевое общение, учу детей договариваться, обсуждая последовательность в процесса труда по элементарному алгоритму, желанию научить другого и научиться самому.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.