Анна Анисимова
Игра — школа нравственного поведения для ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель МКДОУ детский сад №6
Анисимова Анна Александровна
ИГРА – ШКОЛА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА
Нравственное воспитание детей представляется важнейшей задачей дошкольной педагогики. В современном мире всё чаще наблюдается детская жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах и себе. Исходя из этого особое значение обретает поиск путей повышения эффективности и качества нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях нынешней действительности.
Публикация «Игра — школа нравственного поведения для ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
Одним из наиболее эффективных путей в воспитании нравственности у дошкольника является ИГРА. Дети дошкольного возраста играют в разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно – ролевым играм, в которых изображают всё, что видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события современности. Её ценность заключается в том, что данная деятельность приносит ребёнку право наиболее самостоятельно и свободно устанавливать отношения и связи с другими детьми.
В сюжетно – ролевой игре чётко проявляется степень овладения детьми правилами и нормами поведения. Подражая жизни взрослых, ребёнок проникается их делами и заботами, усваивая моральные общепризнанные мерки нашего общества. Воплощаясь в жизнь взрослых ролей, дети с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама, лечат их (как это делает врач, учат их в школе (как это делает учитель, строят дома, школы, магазины и иные постройки (как это делают строители) и т. д.
Взятая роль захватывает ребёнка, воздействует на его ум и чувства: мама добра и заботлива; врач внимателен и чуток; продавец вежлив и приветлив; военные смелые и отважные. Если ребёнок берёт на себя одну из этих ролей, то, переосмысливая её и вживаясь в образ, он искренне переживает и соответственно ведёт себя.
В многочисленных ролевых играх детей непременным атрибутом представляется кукла. Игры с куклой оказывают содействие тому, что дети становятся уступчивей, сговорчивей, появляются тёплые слова. Игры в куклы разнообразны, например, надо приготовить еду для куклы, либо чему-нибудь обучить. Игра в куклы становится своего рода формой и способом организации духовной жизни, воспитание в данном случае будет осуществляться организованно и планомерно, не в виде наставления детям условий делиться с другими, быть правдивым и т. д., а в самой форме организации их игровой деятельности. К примеру, в играх с куклой «Приход гостей», «День рождения куклы» эффективно воспитание радушия и гостеприимства, доброжелательности и чуткости. Воспитание нежности, внимательного отношения к слабым и маленьким способствуют игры «Кукла болеет», «Как будто у нас маленький ребёнок», «Как будто мамы нет дома». Таким образом, возникает участливое отношение к больному, стремление прийти к нему на помощь.
Большую важность в воспитании чувства патриотизма у детей имеют игры в военных. Данные игры воспитывают взаимовыручку, взаимопомощь, организованность, способность подчинять свои увлечения общим интересам, уважительность к родной армии.
На кануне Дня космонавтики я посетила открытое тематическое занятие, которое проходило в старшей группе. В ходе данного занятия дети отправились путешествовать в космос на космическом корабле, один мальчик там был командиром экипажа, вот как раз он и привлёк моё внимание. Чтобы почувствовать себя командиром экипажа, и чтобы играющие увидели в нём командира, ребёнок старался быть примером для других, вести себя достойно, быть дисциплинированным, подтянутым, отдавал распоряжения толково и чётко. Смотря на всё происходящее я в который раз убеждаюсь, что, подчиняясь правилам в игре, ребёнок способен отказаться от желаемого, например, от понравившейся игрушки, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а так как того требует коллективный замысел.
Таким образом, игры являются одними из средств формирования нравственных черт. Использование игры как средство нравственного воспитания дошкольников поможет детям самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть, больше помогать друг другу. Содержание игр, равные права снимут напряжённость, замкнутость, страх, что кто-то может обидеть, не принять в игру, следовательно, дети будут более доброжелательно относиться друг к другу.
В заключении хочу сказать, что ИГРЕ принадлежит гигантская роль в жизни и развитии детей. Она важна как для подготовки детей к грядущему, так и для того, чтобы сделать их настоящую жизнь абсолютной и удачной.