Юлия Кащаева
Игра — школа детского общения
▼ Скачать +Заказ
Игра — школа детского общения
Объединению детей в коллектив способствуют игры. В игре ребёнок имеет возможность по собственной инициативе вступать в разнообразные контакты с детьми. Сталкиваясь с интересами других детей, он приучается считаться с ними, соотносить свои желания с желаниями других, приобретает опыт самостоятельного налаживания взаимоотношений между детьми.
Публикация «Игра — школа детского общения» размещена в разделах
В игре ребёнок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, в коллективе. Это социальная практика жизни в коллективе. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности : доброжелательность, чуткость, отзывчивость, взаимопомощь, умение учитывать интересы другого, считаться с ними. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками.
Игра является важным средством овладения правилами взаимоотношений со сверстниками, школой морали в действии, так как в ней ребёнок активно воссоздаёт отношения между людьми. Таким образом создаются необходимые условия для осознания ребёнком этих отношений. Игра имеет столь важное значение потому, что в игре, подражая взрослым, их отношения к другим людям, ребёнок усваивает мораль общества, в котором он живёт. Выполняя игровую роль, ребёнок воспроизводит взаимоотношения людей в трудовой и общественной деятельности, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. К примеру, для того, чтобы выполнить роль водителя автобуса, ребёнок не только продаёт талоны, объявляет остановки, а еще старается быть внимательным и заботливым к пассажирам. Поджидает на остановке бегущих к автобусу пассажиров, предполагая, что они куда то опаздывают. Объясняет пассажирам на какой остановке лучше выйти, т. е. проявляет заботу о пассажирах в соответствии с правилами доброжелательных взаимоотношений, принятых в нашем обществе. Играющая медсестра не только делает уколы больному, но и общается с ним определённым образом.
Важно, чтобы дети приобщались к этическим нормам поведения. Ознакамливая ребёнка с окружающей действительностью, воспитатель обращает внимание не только на то, что делают взрослые, но и на то, как они относятся друг к другу, вычленяя, раскрывая и объясняя детям доброжелательные отношения, побуждает подражать им.
Игровые взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми переживаются им, как реальные. Возникающие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребёнка равнодушным, безучастным.
Заложенные в игре нравственные коллизии вызывают яркие образные переживания.
Эффективным средством нравственного развития ребёнка с помощью игры является воспитание эмоционального отношения к игрушке, растению, сказочному существу, животному. Например, дети играют в «шофёров» больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины. Шофёры возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шофёров отвезти её к ветеринару, потому что щенку очень плохо. Дорога к врачу в стороне от плотины. Как поступят ребята? Важно не только то, какое каждый из них примет решение, но и оценка действий партнёра по игре.
Следовательно, в игре, через игру и при помощи игры ребёнок приобщается к правилам поведения в коллективе сверстников. Здесь ребёнку значительно легче подчиниться правилу, потому что в игре правила связаны с выполнением взятой на себя роли.
В заключении хочется сказать, что игра для ребёнка своего рода мостик в процессе усвоения правил взаимоотношений, который обеспечивает перенос приобретённых знаний в реальные взаимоотношения со сверстниками.