Наталья Носаева
Игра с детьми дошкольного возраста на развитие тактильного интеллекта «Чудесный мешочек»
Развитие тактильного интеллекта : игра "Чудесный мешочек"
Подготовила
педагог-психолог:
Носаева Н. В.
МБДОУ «Колосок».
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
Публикация «Игра с детьми дошкольного возраста на развитие тактильного интеллекта „Чудесный мешочек“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорные, тактильные мешочки
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия.
Ряд ученых выделяют такое понятие как "тактильный интеллект" - интеллект на кончиках наших пальцев. Интеллект как комплекс, как домик, где есть и крыша, и стены, и окна-двери, и, главное, фундамент.
Фундамент – тактильный интеллект, тактильное мышление. Познание мира через ощущение и умение их анализировать. Именно на этом строится всё остальное мышление: на личном физическом, контактном опыте.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию тактильного интеллекта, используя разные формы и методы работы. Одним из приемов является игра "Чудесный мешочек".
Это широко известная игра в которую очень любят играть все дети! В моей практике нет ни одного ребенка (даже самого непоседливого) который бы не заинтересовался этой игрой и минут 15 мог сидеть и увлеченно искать в этом "чудесном мешочке" то, что Я ему предложу.
Итак, мы играем так!
Оборудование: мешочек в котором находятся по два одинаковых предмета ( я использую деревянные игрушки: две матрешки, два огурчика, две елочки, две репки и т. д.).
Ход игры: Ребенку предлагается вытащить из мешочка один предмет (любой).
Затем я предлагаю изучить его:
потрогать, покрутить в руках.
Спрашиваю, что особенного есть в этом предмете: какой он (гладкий или шершавый, большой или маленький, твердый или мягкий, есть ли у него уголочки, выступы и т. д.).
Затем ребенку предлагается вытащить такой же из мешочка.