Шолпан Зотеева
Игра-путешествие по познавательному развитию для детей старшей группы «Три познавательных факта о весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: формирование представления детей о сезонных изменениях в жизни природы и её явлениях.
Задачи:
Обучающая:
- Расширить и обобщить представления детей о характерных особенностях весенней природы: солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки, с крыш свисают сосульки, дни становятся длиннее, прилетают первые перелётные птицы, появляются подснежники;
Развивающие:
-Развивать координацию движений, внимание, память, мышление, диалогическую речь детей;
Воспитательные:
Публикация «Игра-путешествие по познавательному развитию для детей старшей группы „Три познавательных факта о весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
-Воспитывать чувство красоты и потребность заботы о природе, растительном и животном мире
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»; наблюдение с детьми за природными явлениями, разучивание игр, стихотворений, пословиц и загадок.
Активизация словаря:
Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, весенние цветы, возвращаются перелетные птицы, появляется капель, набухают почки на деревьях, появляется зеленая трава, насекомые; перелетные птицы; дикие звери и их детеныши.
Методические приемы: сюрпризный момент – видео сообщение от Весны,
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Материалы и оборудование: - Презентация на тему «Игра-путешествие»;
-Ноутбук, экран;
-Картинки с изображением птиц, времен года;
-Медведь (игрушка);
- Лодка из картона, ткань, спортивное оборудование
- Времена года, атрибуты- картинки (проталинки, ледолом, цветы)
- Мольберт;
- Сундук;
-Разные виды цветов; подснежники; насекомые; пчелы на нитке;
-Деревья, животные, птицы, лужи, солнце, для составления картины «Весенний лес»;
-Зимнее и весеннее дерево для игры с птицами; птицы на липучках;
-Аудиозапись с голосами птиц;
Ход
1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность
Дети подходят к воспитателю берутся за руки.
Воспитатель: (Установление эмоционального контакта)
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Неожиданное сообщение (с экрана) Педагог с детьми подходят ближе к экрану
«Здравствуйте, дорогие ребята, знаю, что вы меня ждете, но Зимушка- Зима меня заперла у себя в морозном лесу. Вспоминайте, какая бываю я и, что происходит в лесу весной, и тогда вы меня освободите!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого сообщение к нам, пришло?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: правильно это Весна.
Беседа о весне.
Воспитатель: Вопрос-загадка: - Ребята, мне кажется, весна — это такая же осень, холодная и пасмурная! А как вы думаете?
Ответы детей (Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы).
Воспитатель: конечно, ребята! Тает снег, солнце светит ярче и весной, и летом, поэтому дети растут быстрей. Вы знали об этот?
Ответы детей
А у животных не только появляются детеныши, но еще они меняют и цвет своих шубок белые на более темный. Как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята. а что еще интересного происходит весной?
Ответы детей (Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, становится теплее.)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что здесь у нас? На мольберте прикреплены три картинки с изображением месяцев. Мальчик-март, мальчик- апрель, мальчик-май. Атрибуты: проталины, льдинки, цветы. Дети должны поместить атрибуты правильно к каждому месяцу.
Ответы детей (Март, апрель, май)
Познавательный факт №1 Воспитатель: В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. А апрель в народе издавна называли ледолом. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились!
Воспитатель с детьми подходит к столу. На столе солнце, лучи. Дети должны прикрепить к солнцу лучи, подобрав слова-признаки.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?
Дети: Солнышко
Воспитатель: А чего не хватает у солнца?
Дети: Лучиков
Воспитатель: Подберите слова-признаки, к слову, весна. Каждое слово о весне будет лучиком у солнышка. Чем больше лучей подберете, тем больше лучей будет у солнышка, тем сильнее будет грет солнце
Игра «Солнышко»
Дети: Ранняя. Красивая. Долгожданная. Дождливая. Солнечная. Радостная. Шумная. Весёлая. Звонкая. Цветущая. Тёплая.
Дети выкладывают лучи вокруг солнца
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята. Отправляемся дальше? Слышны голоса птиц, звучит аудиозапись с пением птиц
Воспитатель: А кто это? Чьи это голоса? А где они живут? Ответы детей
Воспитатель: правильно ребята, это птицы. А как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей). А каких птиц, зимующих вы знаете (Ответы детей: ворона, голубь, снегирь, синица, дятел) Почему их так называют? (Ответы детей) А как вы думаете тяжело им живется зимой? (Ответы детей). А как им можно помочь? (Ответы детей. Кормушки) А каких птиц называют перелетными (Ответы детей. Журавль, аист, ласточка, соловей, скворец)
Дети с педагогом подходят к макетам деревьев (зимнее, весеннее, на которых прикреплены птицы на липучках зимующие, перелётные.
Игра «Путаница»
Воспитатель: Ребята посмотрите, у птиц переполох, им нужна наша помощь. Каких птиц здесь видите? (Ответы детей). Давайте им поможем! Поместим зимующих на снежное дерево, а перелетных на весеннее дерево.
Работа детей
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше на спасение красавицы весны!
Подходят к столу, на котором находится белая ткань в виде сугроба, под ним игрушка-медведь.
Воспитатель: Ой, ребята что это (Ответы детей. Сугроб) Как вы думает, кто просыпается весной после зимней спячки?
Дети: Медведь
Познавательный факт №2 Воспитатель: Правильно ребята! Заканчивается зимняя спячка зверей, просыпается не только медведь, но и ежи и барсуки. Для того чтобы медведь окончательно проснулся, нужно выполнить задание (Дети выполняют физминутку)
Воспитатель: слышит тает – вот беда… (Руки на головой)
В темноте пошарил лапой (Наклоны вправо-влево)
И вскочил- кругом вода (Прыжки на месте)
Заспешил медведь наружу, (Бег на месте)
Заливает. не до сна, (Подскоки на одной на другой ноге)
Тает снег - пришла весна! (Разводят руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с задание! (Достаем медведя из-под сугроба). Отправляемся дальше приближать весну?
Игра «Перейди ручей».
Ребята с педагогом подходят к импровизированному ручью (ткань, спортивное оборудование, лодка из картона)
Воспитатель: Ребята посмотрите, на пути у нас разлился ручей, пройти не сможем дальше, что же делать? Обратите внимание на предметы, которые лежат, как они могут нам помочь? Ответы детей
Воспитатель: Ребята вы молодцы, через ручей мы переплыли. Отправляемся дальше?
Подходят к столу. На нем разные цветы (колокольчики. розы, подснежники, бархатцы) Насекомые (божьи коровки, муравьи, пчелы на нитке)
Познавательный факт №3 Воспитатель: Ребята, посмотрите мы вышли к какой-то полянке! Что же здесь у нас? (Ответы детей). Посмотрите и насекомые проснулись (Дети перечисляют насекомых) И пчелы проснулись, ребята давайте на них подуем, чтобы они полетели в лес. Ребята, а вы знаете какие у нас появляются первые весенние цветы? (Ответы детей. Подснежники)
Артикуляционная гимнастика «Дует ветерок»
Дети берут пчел на нитке, прикрепленные к трубочке и начинают сдувать
Игра «Собери подснежники».
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами соберем на полянке только подснежники. И подснежники отправим нашей весне в волшебном сундуке. Весна, подарит Зимушке свои подснежники, Зима расколдует нашу Весну и отпустит!
Дети собирают подснежники и вместе с педагогом кладут цветы в волшебный сундук
Воспитатель: Ребята, Вы молодцы справились со всеми заданиями.
Давайте для нашей весны сделаем подарок- картину «Весенний лес»
Посмотрите здесь лежат разные атрибуты, из них составим большую картину.
Дети выбирают предметы и выкладывают на полотно (деревья, подснежники, лужи, солнце, птиц, зверей)
- я сейчас посажу (деревья)
-ярко светит солнце (солнце)
-тает снег… (появляются лужи)
-прилетели (птицы)
-проснулись после зимней спячки… (медведи, ежи)
-распустились первые (подснежники)
Воспитатель: Какая замечательная картина у нас получилась!
На экране появляется весна. «Спасибо Вам друзья! Встречайте меня»
Рефлексия:
Какая беда приключилась?
Кому мы помогали?
Какую картину мы составили?
Какое у вас настроение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, расколдовали весну. И за это она дарит вот такие раскраски. Раскраски