Алёна Чурилова
Игра как условие всестороннего развития дошкольника
Дошкольное детство самый важный период становления личности. В это время ребенок получает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основным видом деятельности дошкольников является игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его память, воображение, внимание, ловкость, дисциплинированность. Так же, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается всесторонне, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра является основным содержанием жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игре вовлечены все стороны личности: ребенок двигается, воспринимает, говорит, думает; в процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, память, воображение, происходит усиление эмоциональных и волевых проявлений. Особое место в деятельности дошкольников занимают игры, которые создаются самими детьми, это сюжетно-ролевые или творческие игры. В таких играх дети производят в ролях все то, что они видят в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он начинает справедливо оценивать действия и поступки товарищей и свои. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ разных персонажей, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Так же, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. В процессе работы с детьми дошкольного возраста, можно убедиться в том, что игра занимает очень важное, центральное место в жизни ребёнка. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми — это творческие игры. Это самостоятельная свободная деятельность для ребёнка. Во время игр детей мы наблюдаем за творчеством каждого ребёнка, какие разнообразные формы использует ребёнок, как свободно или нет, вступает во взаимодействие со сверстниками, как построена ролевая речь. В игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.