МААМ-картинки

Игра как средство воспитания этики общения у дошкольников

Носовец Юлия Владимировна
Игра как средство воспитания этики общения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников

Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку окружающая действительность своеобразно отражается в игре, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне выражает свои мысли и чувства, в том числе симпатию, дружеское отношение к людям разных национальностей.

Публикация «Игра как средство воспитания этики общения у дошкольников» размещена в разделах

Представление детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Чувство любви к многонациональной Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему роду, воспитателю детского сада, своему родному народу, частицей которого является он сам. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, родной край, где он живет, т. е. малую Родину, проявлять добрые чувства по отношению к другим людям, в том числе к людям других национальностей, - он начинает любить свою - большую Родину [6, с. 3].

В средней группе детского сада педагог начинает рассказывать детям о родных местах, о других городах и селах в новых играх – простых по сюжету играх в путешествии на север, на Черное море, в Африку. Воспитатель должен поддержать интерес детей к этим играм, по возможности дать им некоторые представления о тех местах, куда они «плывут на пароходе», «летят самолетом», или «едут автобусом» : рассказать, прочитать подходящий рассказ или отрывок, показать иллюстрации, фотографии. Часто игры в путешествия соединяются со строительными даже побуждаются ими.

Побуждение чувства симпатии к сверстникам иных национальностей у детей средней группы способствует внесение в команду кукол в национальных костюмах. Малыши играют с нарядными, необычно одетыми куклами, спрашивают у воспитателя, кто они. Желательно, чтобы каждая национальность имела бы двух представителей – мальчика и девочку. При участии музыкального руководителя знакомят детей с одной – двумя национальными песнями, предлагают им потанцевать с «гостями». Задача персонала - вызвать у ребят желание еще раз увидеть кукол в национальных одеждах, поиграть с ними, как с друзьями, сделать им приятное.

Побудить детей к игре, отражающей быт, труд людей другой национальности, может прочитанный рассказ о сверстнике какой-либо национальности, например, рассказ о мальчике - чукче по имени Ильянин-ин, которого на охоте настигла страшная пурга. Прочитанный зимой, когда холодно и много снега, рассказ производит на детей сильное впечатление. У малышей появляется желание вылепить чум, как и мальчик, они берут ружье и отправляются на охоту. Содержание игры обогащается после свободного рассматривания картины «Дети Севера» (из серии картин «Наши маленькие друзья») [2, с. 69].

Развитию интереса к людям, живущим в отдельных уголках страны, способствует игра в «почту». Забота ребенка о родных, близких, друзьях, интерес к их делам, жизни и в то же время ответное внимание с их стороны, выраженное в необычной форме (письменно, развивают умение передавать чувства словами, оценить доброту теплых слов, укрепляют дружеские взаимоотношения детей и взрослых, детей со сверстниками других национальностей, способствуют уточнению и закреплению представлений о городе, стране, общественной значимости труда [5, с. 53].

Воспитанию симпатии к сверстникам и взрослым людям разных национальностей, дружеского отношения, уважения к ним способствуют игры по мотивам художественных произведений, в которых рассказывается о детях разных народов, например, в книге С. Баруздина «Большая страна», А. Чехова «Как Алеша жил на Севере» и др. В этих книгах уже значительно шире, чем в играх детей средней группы, отражаются быт и труд людей разных национальностей. Во время игры готовят национальные кушанья.

Одной из любимых игр старшей группы становится творческая игра в путешествие к трудолюбивой девочке Оксе и ее брату Северину. Игре предшествует чтение рассказа Н. Емельянова и В. Челинцевой «Окся труженица». Потом идет беседа по содержанию.

После беседы о народностях Севера дети обнаруживают в «Уголке дружбы» маленьких кукол Оксю и Вая, названных именами немецкой девочки и чукотского мальчика. Дети делают подарки, ездят в гости, делают коллективные постройки, готовят для них концерты, готовят угощения. Такая игра может длиться более двух недель, объединяя всех детей группы, обогащению сюжета игры служат картины, книги о Севере.

Куклы – «гости» стали любимыми игрушками. Дети гладили их, целовали, подносили к уху, делая вид, будто слушают, как те что-то шепчут импо секрету.

На содержание подобных творческих игр оказывают влияние народные сказки, рассказы педагога о добрых делах людей разных национальностей, ознакомление с их музыкальным искусством, просмотр фотографий, фильмов. Содержание творческих игр становится все богаче, если дошкольники включают в них подвижные игры разных народов, отражают в них национальные праздники, обычаи. «Детская народная подвижная игра – не просто спортивное упражнение, - говорит Я. А. Сатуновский, - она неизменно связывает мышечную радость с игрой воображения. Разными путями с разной силой до сознания ребенка доходит и сюжет игры, и ее реальные атрибуты, национальный колорит» [5, с. 102]. детские народные игры позволяют ближе познакомить ребят со сверстниками разных национальностей, помогают лучше понять их характер, повышают интерес к жизни и культуре разных народов.

Велико влияние не только на умственное, но и на нравственное развитие ребенка дидактической игры. Она помогает дошкольникам успешно присваивать сложный социальный опыт, часть которого – знания о межнациональном характере нашего государства, творчестве, таланте многонационального народа России, а также принятие в нашем обществе культуру межнационального общения. В целях воспитания у детей доброжелательного отношения к представителям разных народов используются настольные, словесные и музыкальные дидактические игры, сюжетные и бессюжетные. Они углубляют связь интернациональных чувств, представлений о нашей многонациональной Родине с речевым развитием ребенка, способствуют формированию первоначальных основ социальной активности.

Характерной особенностью всех видов игр с интернациональным содержанием является их связь с другими видами деятельности детей. В играх закрепляются представления о преданности Родине, об отваге, бесстрашии, героизме.

Развертыванию игр способствует предварительная работа воспитателя с детьми на занятиях, прогулках, экскурсиях. Обогащается сюжет игры с помощью рассказа воспитателя, чтения художественной литературы и т. д. В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный долг, к выполнению которого надо готовиться [5, с. 50].

На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №134» г. Барнаула с июня 2016 года реализуется инновационный проект «Вокруг света» в рамках краевого проекта «Становление основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО». Дети познакомились с культурами Китая, Греции, Узбекистана, Татарстана, Грузии, Дагестана, Азербайджана и, конечно же с культурой России. В ходе всего творческого проекта воспитанники узнали о национальной одежде, архитектуре, искусстве, мифологии, обычаях и традициях этого народа. Включили детей в различные виды совместной деятельности: устное народное творчество (сказки, былины, пословицы, поговорки, рифмованные присказки, считалки, скороговорки, прибаутки и др., зрелищно-игровая культура (коллективные игры, забавы, разыгрывание сказок по ролям, кукольный театр, праздничная культура (праздничные традиции и обряды, музыкальный фольклор (песни, заклички, колядки, пляски, хороводы, музыкальные игры, колыбельные, потешки, художественное декоративно-прикладное творчество: различные виды росписи, изделия из глины, камня, шитье, плетение кружев и другое).

Детям читались рассказы, стихи, показывались видеофильмы о жизни сверстников определенного народа. Вместе с педагогами, детьми и их родителями организовывали мини-музеи, выставки народного творчества. Для того чтобы накапливались впечатления, уточнялись и углублялись имеющиеся представления о народе.

На занятиях по изобразительной деятельности (рисование народных орнаментов или узоров, национальных костюмов и т. д.) закрепляли и уточняли полученные впечатления о жизни, быте и искусстве народа. Педагоги использовали красочный иллюстративный материал, информационно коммуникативные технологии, прошла познавательная экскурсия в городскую детскую библиотеку №15.

Проект «Вокруг света» посвящен глубокому изучению детьми и педагогами культур разных народов. Многонациональная Россия и ее граждане должны понимать и уважать не только сою культуру и религию, но и других рядом живущих национальностей. Целостному мировоззрению, мировосприятию служит целостное восприятие истории, культуры, нравственности. «Всемирная история культуры дает множество примеров взаимодействия и взаимовлияния культур разных народов» - отмечают педагоги. «В России познание мира больше всего стремилось увидеть в мире его единство, цельность, увидеть, ощутить, эмоционально передать другим это свое ощущение» (Д. С. Лихачев). Мир многообразен. Многообразна и культура разных народов, в совокупности составляющих род человеческий. Разнообразны взгляды и убеждения людей. Но целостное мировоззрение человека проистекает из принципиального признания единства. Заложив зерно целостного мировоззрения в дошкольном детстве, мы воспитаем поколение людей, умеющих мыслить и понимать, что мир, в котором мы живем «хрупок». Его легко разрушить, если не беречь.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Тематическое оформление групп как средство эстетического воспитания дошкольниковТематическое оформление групп как средство эстетического воспитания дошкольников Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, чтобы способствовать его эстетическому воспитанию, всем окружающим его взрослым необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство воспитания этики общения у дошкольников
Опубликовано: 31 марта 2022 в 21:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство воспитания этики общения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Носовец Юлия Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД