Носовец Юлия Владимировна
Игра как средство воспитания этики общения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников
Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку окружающая действительность своеобразно отражается в игре, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне выражает свои мысли и чувства, в том числе симпатию, дружеское отношение к людям разных национальностей.
Публикация «Игра как средство воспитания этики общения у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Представление детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Чувство любви к многонациональной Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему роду, воспитателю детского сада, своему родному народу, частицей которого является он сам. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, родной край, где он живет, т. е. малую Родину, проявлять добрые чувства по отношению к другим людям, в том числе к людям других национальностей, - он начинает любить свою - большую Родину [6, с. 3].
В средней группе детского сада педагог начинает рассказывать детям о родных местах, о других городах и селах в новых играх – простых по сюжету играх в путешествии на север, на Черное море, в Африку. Воспитатель должен поддержать интерес детей к этим играм, по возможности дать им некоторые представления о тех местах, куда они «плывут на пароходе», «летят самолетом», или «едут автобусом» : рассказать, прочитать подходящий рассказ или отрывок, показать иллюстрации, фотографии. Часто игры в путешествия соединяются со строительными даже побуждаются ими.
Побуждение чувства симпатии к сверстникам иных национальностей у детей средней группы способствует внесение в команду кукол в национальных костюмах. Малыши играют с нарядными, необычно одетыми куклами, спрашивают у воспитателя, кто они. Желательно, чтобы каждая национальность имела бы двух представителей – мальчика и девочку. При участии музыкального руководителя знакомят детей с одной – двумя национальными песнями, предлагают им потанцевать с «гостями». Задача персонала - вызвать у ребят желание еще раз увидеть кукол в национальных одеждах, поиграть с ними, как с друзьями, сделать им приятное.
Побудить детей к игре, отражающей быт, труд людей другой национальности, может прочитанный рассказ о сверстнике какой-либо национальности, например, рассказ о мальчике - чукче по имени Ильянин-ин, которого на охоте настигла страшная пурга. Прочитанный зимой, когда холодно и много снега, рассказ производит на детей сильное впечатление. У малышей появляется желание вылепить чум, как и мальчик, они берут ружье и отправляются на охоту. Содержание игры обогащается после свободного рассматривания картины «Дети Севера» (из серии картин «Наши маленькие друзья») [2, с. 69].
Развитию интереса к людям, живущим в отдельных уголках страны, способствует игра в «почту». Забота ребенка о родных, близких, друзьях, интерес к их делам, жизни и в то же время ответное внимание с их стороны, выраженное в необычной форме (письменно, развивают умение передавать чувства словами, оценить доброту теплых слов, укрепляют дружеские взаимоотношения детей и взрослых, детей со сверстниками других национальностей, способствуют уточнению и закреплению представлений о городе, стране, общественной значимости труда [5, с. 53].
Воспитанию симпатии к сверстникам и взрослым людям разных национальностей, дружеского отношения, уважения к ним способствуют игры по мотивам художественных произведений, в которых рассказывается о детях разных народов, например, в книге С. Баруздина «Большая страна», А. Чехова «Как Алеша жил на Севере» и др. В этих книгах уже значительно шире, чем в играх детей средней группы, отражаются быт и труд людей разных национальностей. Во время игры готовят национальные кушанья.
Одной из любимых игр старшей группы становится творческая игра в путешествие к трудолюбивой девочке Оксе и ее брату Северину. Игре предшествует чтение рассказа Н. Емельянова и В. Челинцевой «Окся труженица». Потом идет беседа по содержанию.
После беседы о народностях Севера дети обнаруживают в «Уголке дружбы» маленьких кукол Оксю и Вая, названных именами немецкой девочки и чукотского мальчика. Дети делают подарки, ездят в гости, делают коллективные постройки, готовят для них концерты, готовят угощения. Такая игра может длиться более двух недель, объединяя всех детей группы, обогащению сюжета игры служат картины, книги о Севере.
Куклы – «гости» стали любимыми игрушками. Дети гладили их, целовали, подносили к уху, делая вид, будто слушают, как те что-то шепчут импо секрету.
На содержание подобных творческих игр оказывают влияние народные сказки, рассказы педагога о добрых делах людей разных национальностей, ознакомление с их музыкальным искусством, просмотр фотографий, фильмов. Содержание творческих игр становится все богаче, если дошкольники включают в них подвижные игры разных народов, отражают в них национальные праздники, обычаи. «Детская народная подвижная игра – не просто спортивное упражнение, - говорит Я. А. Сатуновский, - она неизменно связывает мышечную радость с игрой воображения. Разными путями с разной силой до сознания ребенка доходит и сюжет игры, и ее реальные атрибуты, национальный колорит» [5, с. 102]. детские народные игры позволяют ближе познакомить ребят со сверстниками разных национальностей, помогают лучше понять их характер, повышают интерес к жизни и культуре разных народов.
Велико влияние не только на умственное, но и на нравственное развитие ребенка дидактической игры. Она помогает дошкольникам успешно присваивать сложный социальный опыт, часть которого – знания о межнациональном характере нашего государства, творчестве, таланте многонационального народа России, а также принятие в нашем обществе культуру межнационального общения. В целях воспитания у детей доброжелательного отношения к представителям разных народов используются настольные, словесные и музыкальные дидактические игры, сюжетные и бессюжетные. Они углубляют связь интернациональных чувств, представлений о нашей многонациональной Родине с речевым развитием ребенка, способствуют формированию первоначальных основ социальной активности.
Характерной особенностью всех видов игр с интернациональным содержанием является их связь с другими видами деятельности детей. В играх закрепляются представления о преданности Родине, об отваге, бесстрашии, героизме.
Развертыванию игр способствует предварительная работа воспитателя с детьми на занятиях, прогулках, экскурсиях. Обогащается сюжет игры с помощью рассказа воспитателя, чтения художественной литературы и т. д. В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный долг, к выполнению которого надо готовиться [5, с. 50].
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №134» г. Барнаула с июня 2016 года реализуется инновационный проект «Вокруг света» в рамках краевого проекта «Становление основ духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО». Дети познакомились с культурами Китая, Греции, Узбекистана, Татарстана, Грузии, Дагестана, Азербайджана и, конечно же с культурой России. В ходе всего творческого проекта воспитанники узнали о национальной одежде, архитектуре, искусстве, мифологии, обычаях и традициях этого народа. Включили детей в различные виды совместной деятельности: устное народное творчество (сказки, былины, пословицы, поговорки, рифмованные присказки, считалки, скороговорки, прибаутки и др., зрелищно-игровая культура (коллективные игры, забавы, разыгрывание сказок по ролям, кукольный театр, праздничная культура (праздничные традиции и обряды, музыкальный фольклор (песни, заклички, колядки, пляски, хороводы, музыкальные игры, колыбельные, потешки, художественное декоративно-прикладное творчество: различные виды росписи, изделия из глины, камня, шитье, плетение кружев и другое).
Детям читались рассказы, стихи, показывались видеофильмы о жизни сверстников определенного народа. Вместе с педагогами, детьми и их родителями организовывали мини-музеи, выставки народного творчества. Для того чтобы накапливались впечатления, уточнялись и углублялись имеющиеся представления о народе.
На занятиях по изобразительной деятельности (рисование народных орнаментов или узоров, национальных костюмов и т. д.) закрепляли и уточняли полученные впечатления о жизни, быте и искусстве народа. Педагоги использовали красочный иллюстративный материал, информационно коммуникативные технологии, прошла познавательная экскурсия в городскую детскую библиотеку №15.
Проект «Вокруг света» посвящен глубокому изучению детьми и педагогами культур разных народов. Многонациональная Россия и ее граждане должны понимать и уважать не только сою культуру и религию, но и других рядом живущих национальностей. Целостному мировоззрению, мировосприятию служит целостное восприятие истории, культуры, нравственности. «Всемирная история культуры дает множество примеров взаимодействия и взаимовлияния культур разных народов» - отмечают педагоги. «В России познание мира больше всего стремилось увидеть в мире его единство, цельность, увидеть, ощутить, эмоционально передать другим это свое ощущение» (Д. С. Лихачев). Мир многообразен. Многообразна и культура разных народов, в совокупности составляющих род человеческий. Разнообразны взгляды и убеждения людей. Но целостное мировоззрение человека проистекает из принципиального признания единства. Заложив зерно целостного мировоззрения в дошкольном детстве, мы воспитаем поколение людей, умеющих мыслить и понимать, что мир, в котором мы живем «хрупок». Его легко разрушить, если не беречь.